«Хабадские часы»: порядок и пунктуальность во времени!

02.01.2007 4269 (14)
«Хабадские часы»: порядок и пунктуальность во времени!
«Хабадские часы»: порядок и пунктуальность во времени!

«Хабадские часы» — это четкое и однозначное описание явления, уже давно установившегося в ХАБАДе, и сегодня это явление является «врожденной чертой характера» многих хасидов ХАБАДа. Так в чем же смысл «хабадских часов»? Как работает их логика? Это понятие относится только к ХАБАДу, или, может быть, оно к нему никогда и не относилось? Это желательное явление или проблема? И каково мнение на этот счет наших руководителей поколения?

Давайте попробуем с этим всем разобраться.

…Этого вечера они ждали всю свою жизнь. Это было их мечтой на протяжении многих лет. И когда это начало приближаться к осуществлению, они провели тщательную подготовку. Договорились с владельцем зала, выбрали меню, цвет скатертей, оркестр, который будет веселить гостей, и даже певца. Они хотели уважить гостей, и хотели, чтобы гости отнеслись к ним так же — повеселились на их торжестве.

И вот наступил вечер, и волнение усилилось. На протяжении дня свадьбы все было по запланированному заранее сценарию: жених окунулся в микву, учился и сосредоточенно молился, минха Йом-Кипура и «кабалат паним» был вовремя. Невеста также помолилась, и завершила все приготовления с профессионалами по красоте, которые пришли вовремя, фотограф также прибыл в точно установленный срок.

И вот тогда на каком-то этапе все начало сбиваться…

Хупа — свадебная церемония — была назначена на 19:30. В семь вечера в зал прибыла невеста, а через несколько минут после этого прибыл жених. В 19:30 в зале были только братья и сестры жениха и невесты и очень ограниченное число родственников. В 20:30 уже было около 50 приглашенных, а в 20:45 оркестр торжественно заиграл берущий в дрожь нигун «Арба бавот». В 21:30 закончилась хупа, а в 21:55 жених и невеста вышли из комнаты уединения. Ровно в 11 часов вечера хозяин зала сказал оркестру прекратить играть, чтобы не мешать отдыхать людям, живущим поблизости. Опоздавшие гости еще не успели доесть вторую перемену блюд.

Материальный ущерб был велик — но еще более велико было разочарование новобрачных. Вечер, который был мечтой их жизни прошел за час, и никто так и не успел повеселиться…

А вот второй рассказ, тоже случай произошедший в реальной жизни:

Одна из хабадских организаций решила устроить шикарный обед, благодаря которому рассчитывала получить солидные пожертвования от спонсоров. Была проведена тщательная подготовка, были приглашены люди, выбраны ораторы, оркестр, празднично украшенный зал, вкусная еда. После многих попыток организаторам удалось уговорить одного миллиардера принять участие в званном обеде и дать хорошее пожертвование. Присутствующие на обеде должны были за это благодарить его и выражать ему свое уважение.

Красиво выполненное приглашение, одно из тех, которые получили все тысяча человек, приглашенных на обед, получил и миллиардер. В нем было указано время начала церемонии — 20:30 вечера.

За две минуты до указанного в приглашении времени черный лимузин миллиардера остановился возле входа в банкетный зал, и он вышел из машины в вечернем костюме. Но как оказалось, хабадники начали собираться только к 21:30, в то время, как миллиардер терпеливо сидел и ждал…

Что такое «хабадские часы»?

Если мы попытаемся объяснить это явление в узком смысле слова — то это, прежде всего, особая система расчетов, догадок и в немалой степени интуиции, на основании которой мы пытаемся как можно более точно определить, когда же на самом деле начнется мероприятие, на котором мы собираемся присутствовать.

Это окончательное время основывается прежде всего на нашем опыте приходить вовремя на встречу, которую мы назначили. Но так как мы точно знаем, что встреча или мероприятие начнется позже (потому что все пользуются «хабадским временем»…), нам совсем не хочется терять время зря — то мы пытаемся определить реальное время начала встречи на основании нескольких факторов:

1. Обычная задержка мероприятий подобного типа. Например: все знают, что церемония хупы всегда проводится на час позже, чем указано в приглашении.

2. Пунктуальность виновников торжества или организаторов. Если они «пунктуальны», то мероприятие начнется более или менее сразу после обычной для таких случаев задержки, а если пунктуальностью они не отличаются — то к этому времени необходимо прибавить некоторое количество времени, в зависимости от характера приглашающего. (Например, если хабадник женится на девушке из «педантичной» семьи, то надо знать, что хупа задержится всего лишь на час).

3. Этот фактор зависит напрямую от пунктуальности приглашенного: если он и так привык опаздывать на все мероприятия подобного рода, и от него не ожидают, что он придет вовремя, то он может прибавить к реальному времени еще 30 минут.

Так, в общем-то, и создается целая система расчетов, результаты которой практически всегда сводятся к одному: чтобы приехать вовремя, надо опоздать.

И в этом и заключается смысл звездочки, постоянно присутствующей на свадебных приглашениях хабадников. Эта звездочка находится там, где пишется, что хупа будет «в пятом часу», и указывает на истинное время проведения хупы, которое пишется на полях. И что-то очень похожее есть в душе у многих хабадников — маленькая «звездочка», которая помогает ему переводить все в «хабадское время», и благодаря этому строить свой распорядок дня, назначать встречи — все в четком соответствии с законами и правилами этого популярного «хабадского времени».

Очень часто, когда мы читаем очередное приглашение, то автоматически производим расчет, когда нам надо на него прийти: «хупа начнется не раньше половины девятого».

Абсурд начинается тогда, когда мы в конце концов приезжаем на торжественное мероприятие именно тогда, когда по нашим подсчетам все должно начаться, а оказывается, что виновников торжества еще и в помине нет. «Если мы написали в приглашении, — думают они, — что хупа в восемь, то наверняка все гости придут только к девяти, а если так, то нам можно приехать в половину десятого, и с Божьей помощью начнем хупу без четверти десять…»

Относится ли «хабадские часы» только ко времени?

«Хабадские часы» — это понятие, относящееся не только к расчетам точного времени. Это понятие отражает мировоззрение определенной группы людей, по большей части молодого поколения. Его суть: нет установленного времени ни для чего, не надо никуда спешить. Ничего не случится, если то, что надо сделать сегодня, будет сделано через неделю. И здесь не идет речь о безалаберности, а скорее о «вольном полете души», полете, на первый взгляд, хасидском, источник которого в том, что не надо быть ограниченным временными рамками этого мира. Мир находится в напряжении с момента своего создания и до последних дней. Мир спешит со встречи на мероприятие, полностью погруженный в материальные заботы. Идеалом поведения степенных домохозяев является идти спать рано, а не засиживаться до утра на фарбренгенах… и т.д.

Для этого есть и более глубокое основание — это мы можем учить из слов хасида Коцка р. Лейб Игера, который никогда не подчинялся времени. Он говорил: «Я не служу Всевышнему “почасово”, а служу по договоренности. Сколько я успеваю, столько я делаю…»

Для того чтобы понять суть понятия «хабадские часы», необходимо проследить за этим явлением с самого начала его возникновения, а также проследить за обычаями наших Ребе.

Как это начиналось?

Явление это взяло свое начало в жизни хасидов России. В типичной еврейской общине все члены общины собирались утром в синагоге, читали Псалмы и учили хасидизм, и только после учебы приступали к молитве. У них не было ограничения во времени, и когда они заканчивали один этап, то приступали к другому. Да и сама молитва продолжалась по тому же принципу. У «овдим» не было даже такого понятия, как ограничение молитвы во времени. Молитва произносилась сама собой, они утоляли в ней свою жажду и поднимались по лестнице, основание которой в земле, а верхушкой своей она уходит в небо. Молитва заканчивалась тогда, когда она заканчивалась… После этого они еще принимались за тщательное изучение Талмуда, бесед по главам Торы и др.

Любое дело из всего многообразия дел хасидской жизни делалось очень серьезно и внимательно — в это время человек был полностью занят только лишь этим делом и ничем другим. Человека не терзала мысль: «А что надо еще закончить?» Когда учили урок хасидизма перед молитвой — никто не косил взгляд в сторону мешочков с тфиллин. Жизнь в хасидском местечке была выше времени. Ось жизни вертелась вокруг дел, касающихся святости, а будничные дела оставались в стороне.

Однако здесь необходимо уловить тонкую грань: несмотря на то, что жизнь была выше времени, но ни в коем случае не было его бесцельной траты. Каждое мгновение использовалось. Хасиды как никто другой берегли время. Каждая минута была на счету. Не было такого понятия, как опоздания и проволочки. Две эти черты — с одной стороны не придание никакого значения времени, а с другой стороны — бережное отношение к каждой минуте и секунде — это не две противоположности, а две взаимодополняющие друг друга вещи.

«Педанты» и ветер перемен

Со временем в мире подули ветры перемен. Эти ветры подули с Западной Европы — из «просвещенных» стран — Франции, Германии и Англии, стран в которых очень большое внимание уделялось светским манерам и этикету. С распространением движения «Аскала» — Просвещение, и с мировым прогрессом вообще — начали также и на улицах России вести себя подобным образом , даже в среде евреев России.

Эта вещь была совершенно неприемлемой для хасидов, всей сущностью которых была простота, скромность и правдивость — качества, которые были полностью противоположны этим «светским манерам», которые представляли собой наигранные любезные улыбки, не выражающие никаких чувств. Хасидская же любовь и их жизнь была без лишних вздохов и гримас — все было по-настоящему, правдиво и честно. Хасиды жили как одна семья.

В йешиве «Томхей Тмимим » было известно, что самое обидное прозвище это «хицон» — «позёр». Хасиды не могли терпеть такое поведение, а так как вся суть этикета и светских манер выражалась в совершенно холодных и тщательно продуманных словах и действиях, то даже такие качества характера, как любовь к порядку и педантичность, воспринимались в среде хасидов весьма враждебно.

Однако не следует думать, что такое отношение побудило хасидов перестать использовать время с пользой, но вторая противоположность этого аспекта — не придание значения времени — все усиливалась и усиливалась, и излишняя педантичность начала считаться не слишком желательным поведением.

И так говорили в хасидском местечке про педанта, что в будний день его молитва продолжается ровно 18 минут, а в день, когда читают Тору, ровно 21 минуту — не больше и не меньше!

Ребе שליט"א Король Мошиах рассказывал, что один из наших Ребе находился определенное время в Германии, и очень сильно повлиял на «педантов», так что они загорелись светом хасидизма и немного раскрылись навстречу ему. Некоторое время после того, как он вернулся в Россию, он получил письмо от одного из немецких евреев, который писал, что Ребе и его слова произвели на него незабываемое впечатление, и с тех пор он начал думать о хасидизме во время чтения «Шма» целую минуту…

Этот рассказ только подтверждает то, что педантичное и полностью упорядоченное внешнее поведение только мешает еврейской душе впитывать хасидскую жизненность, до такой степени, что даже когда Ребе производит на еврея неизгладимое впечатление, это укладывается у него в совершенно ограниченную «одну минуту».

Так понемногу менялось отношение ко времени, и так как оно начинало диктовать людям, как им жить, то для хасидов время превратилось в «мукцэ», запрещенную вещь.

Это и стало началом возникновения «хабадского времени».

Давайте теперь посмотрим, каков взгляд на это явление главы нашего поколения — Ребе Короля Мошиаха.

Ребе часто говорил, что для того, чтобы проверить, что движет определенным действием — сила святости, или сила, ей противоположная, — необходимо проверить, к чему это приведет.

Так вот, последствия следования «хабадским часам» не приводят к чему-то положительному по нескольким аспектам:

У многих хабадников есть родственники, которые пока не соблюдают Тору и заповеди, и они часто рассказывают о торжествах, которые начались с огромным опозданием, потому что родственники, пришедшие вовремя, сидели и ждали, пока соберутся все гости. Когда же все наконец собрались, родственникам, потерявшим кучу времени, было уже не до веселья.

Иногда родственники приходили даже раньше самих именинников. Это все приводило к осквернению имени Всевышнего, раздражению и гневу, воровству времени.

В двух рассказах, приведенные выше, описывались трудности и разочарование виновников торжества, материальные убытки, трата времени, хлопоты, которые в конечном итоге не привели ни к чему положительному — и все это из-за отсутствия пунктуальности.

И еще, и это главное — «хабадские часы» относятся не только ко времени. Отличительными чертами многих собраний являются безалаберность и неорганизованность. И это приводит к соответствующим результатам

А что говорит об этом Ребе?

В Пурим 5731 (1971) года Ребе Король Мошиах начал хасидское собрание с… извинений! Ребе извинился за то, что опоздал на собрание (Ребе пришел позже на 7-8 минут) и сказал, что его опоздание было вызвано тем, что именно сейчас пришел отчет о работе хабадников с солдатами в Израиле.

Представьте себе! Ребе готовился произнести «маамар» или беседу, но перед этим Ребе счел нужным извиниться за опоздание на считанные минуты.

На этом примере мы можем увидеть позицию Ребе, и вообще отношение всех наших глав ХАБАДа ко времени. Они всегда ценили каждое мгновение. В хасидских рассказах приводится рассказ Ребе РАЯЦа, когда он будучи маленьким мальчиком, мечтал купить карманные часы, чтобы каждая минута была на счету.

Алтер Ребе также был известен как «садран гадоль» — «человек, привыкший к порядку» — любое его действие делалось наилучшим образом. Когда было необходимо «захватить» еврейский мир, — неприступные бастионы «митнагдим» — то надо было действовать с особенной мудростью, которая смогла бы привлечь еврейские сердца и мозги к мудрости и свету хасидизма. Алтер Ребе победил в этой непростой битве потому, что действовал очень организованно, упорядоченно, устанавливал связи с людьми, умело командовал хасидами. Каждое задание давалось именно тому человеку, который мог его выполнить наилучшим образом. Иногда это был «нистар» — скрытый праведник — который вдруг раскрывался как великий гаон, а иногда это был скромный посланец, который доставлял письмо Ребе одному их хасидов. Все всегда получали точные инструкции что именно и как именно делать, и это было залогом успеха.

В книге «а-Йом йом» приводится высказывание от имени Ребе РАШАБа: «…Баал-Шем-Тов был организованным человеком, Магид из Межерича педантично следил за порядком, и мой прадедушка — Алтер Ребе — научил хасидов быть собранными и организованными…»

Порядок и пунктуальность во времени — это один из основополагающих принципов в системе ХАБАДа. Все его главы во всех своих делах, как в общественных, так и в личных — вели себя так, что все подчинялось строгому порядку и пунктуальности.

Поведение нашего Ребе — предводителя седьмого поколения — также поражает внутренним содержанием и точностью. Ребе не теряет ни секунды своего времени просто так. Известен случай, который произошел, когда Ребе был в трауре по своему отцу. В один из дней, когда Ребе должен был вести молитву в йешиве, не оказалось достаточно учеников, готовых начать молитву вовремя. Ребе пришлось подождать одну-две минуты. Предыдущий Ребе строго отчитал за это начальство йешивы словами: «Минута моего зятя стоит очень дорого».

То же касается прихода вовремя в синагогу. В «770» после окончания каждой молитвы, объявляют, когда будет следующая молитва. Ребе всегда приходит точно в то время, которое было объявлено. Поэтому, если знали, что Ребе не сможет прийти в точности в это время, то к стандартному объявлению добавляли слово «приблизительно».

В «770» также все события имеют свое точное время начала. Нет даже такого понятия, что объявляется одно время, а начинают позже, даже с незначительным опозданием.

На протяжении многих лет, было всего несколько раз, когда Ребе изменил, обычно принятый порядок вещей в «770». Один из примеров — это первый день праздника Суккот 5752 (1992) года. Тогда утренняя молитва началась только тогда, когда все произнесли благословение на четыре вида растений, принадлежащих Ребе. Также в те дни, когда Ребе ехал на «Оэль», и не было известно, когда он вернется — объявляли начало молитвы Минха «когда все будут готовы».

Если подвести итоги, то поведение наших Ребе и поведение, которое требует от нас учение хасидизма, — это пунктуальность, четкое ежедневное расписание, и особенно — четкое его исполнение, без никакого, даже минимального, разбазаривания времени.

Из всего вышесказанного понятно, что «хабадские часы» появились у нас абсолютно нелегально и это явление нужно искоренить из нашей среды и чем раньше, тем лучше.

Мнение Ребе — берегите время!

Отрывок из письма Ребе («Игрот Кодеш» том 8, стр. 122): «И было бы лишним еще раз объяснять подробно, что отсутствие четкого расписания, и в особенности у тех, кто возложили на себя Небесное Служение — это проделки дурного начала человека, которое подходит с особой хитростью. Ибо в большинстве случаев такое поведение оправдывается самыми “святыми” отговорками, и что это касается их сосредоточенного служения во время молитвы и изучения хасидизма и т.д. Но так как мы учили, что и в письменной Торе и в устной Торе, нас предупреждают остерегаться подобного поведения — то в этом не может быть даже вопроса, что это нужно исключить. И кто захочет это по-настоящему, то сможет воплотить это в своей жизни без особых усилий, несмотря на то, что тяжело менять свою “вторую природу”, которая образовалась из-за отсутствия порядка на протяжении длительного времени».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):