5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

От тайной Торы к хасидизму ХАБАД

Хасидизм ХАБАД подчеркивает обязанность человека работать над собой, через тяжелый труд прийти к тому, чтобы разум постиг величие Всевышнего и заставил чувство стремиться к Божественности.

7541 (0)
От тайной Торы к хасидизму ХАБАД
От тайной Торы к хасидизму Хабад

Ребе Шолом-Дов-Бер рассказывал, что основатель хасидизма — святой Баал-Шем-Тов перед рождением Алтер Ребе, произнес: «В мир спускается душа, которая будет нести ответственность за народ Израиля вплоть до прихода Мошиаха...»

Общеизвестно, что наряду с Письменной Торой на горе Синай Всевышний вручил Моше-рабейну Устную Тору, передававшуюся впоследствии из уст в уста на протяжении поколений. Часть Устной Торы стала «нигле» — Торой «открытой». В будущем знание, относящееся к «нигле» было записано и широко распространено. Вторая же часть в течение жизни многих поколений оставалась «нистар» — скрытым, тайным знанием, также известным под названием «каббала».

В книге «Зоар» говорится: «...евреи, Тора и Всевышний связаны один с другим. В каждом из них есть явное и скрытое». Связь между евреями и Всевышним раскрывается при помощи Торы и заповедей. Открытая Тора — «нигле», называемая «телом Торы», раскрывает внешние аспекты божественной души и связывает их с раскрытыми аспектами Всевышнего — Божественности. «Внутренняя», тайная Тора — «нистар», носящая также название: «душа Торы», — раскрывает то, что скрыто в самих глубинах души — ее сущность, «частицу Б-га свыше по простому смыслу этих слов», о которой упоминал ребе, раскрывает ее и связывает с самой Сущностью Всевышнего. Она не занимается отдельными законами, через которые в материальности мира раскрывается Божественная Воля, а говорит о самой Божественности, самой душе.

Согласно традиции, передача из поколения в поколение учения каббалы началась еще со времен первого человека, Адам а-Ришон. «Сефер Йецира» — книга, содержащая глубочайшие тайны Торы, достигла от него праотца Авраама, а от него дошла до нас.

В передаче этого знания можно отдельно выделить этапы, описанные Мишной: с Синая — Моше; от него — Йеошуа, от Йеошуа — старцам (руководителям поколений, следующих за поколениями Моше и Йеошуа); от старцев — к пророкам, от них — к мудрецам Великого собрания; от них — к мудрецам Мишны. Впоследствии то же знание было передано мудрецам Талмуда, а от них — гаонам Вавилона и далее — единицам, достигшим полноты знания в «нигле» и достойным прикоснуться к сокровенным божественным тайнам бытия, которые находились в каждом из поколений.

Однако вплоть до определенного момента это происходило в глубочайшей тайне, в соответствии с принципом: «Раскрывают только скромным», как объясняет РАМБАМ в «Мишне Тора» (раздел «Основы Торы» 2:12; 4:11).

Начиная с раскрытия святой книги «Зоар», составленной, согласно преданию, мудрецом Мишны рабби Шимоном бар Йохаем и следующими за ним, начался процесс раскрытия тайной Торы народу Израиля. Рабейну Бахья, РАМБАН, включили в свои комментарии Торы объяснения, основанные на каббале. Они раскрыли свои знания в этой области многим ученикам, которые включились в процесс постижения тайной мудрости, что привело, в конце концов, к тому, что тайная Тора стала достоянием многих.

В средние века центром изучения тайной Торы стала Испания. Ее величайшим мудрецом был рабби Меир бен Габай, написавший множество книг, посвященных тайной Торе. Эти книги получили широкое распространение у него на родине, а в результате изгнания евреев из Испании попали в Италию, Францию, Богемию и Польшу — еврейские центры того времени, где были восприняты с огромным интересом. Начался активный рост числа йешив, в которых изучалась тайная Тора.

Основателями подобных йешив были величайшие мудрецы тех времен: МААРАЛ из Праги, рабби Элияу Баал-Шем из Вормса, последовавшие за ними рабби Йоэль Баал-Шем из Замощ, рабби Адам Баал-Шем из Ропщиц. Стратегия, взятая ими на вооружение с целью не усиливать возникшие разногласия в отношении возможности и необходимости изучения каббалы, заключалась в создании сообществ тайных праведников — «нистарим», скрывающих свою принадлежность к кругу изучающих тайную Тору, кочующих с места на место и поддерживающих в еврейском народе, несмотря на все тяготы и невзгоды, чистую веру во Все-вышнего и преданность Ему.

В одном из таких сообществ и начал свой путь рабби Исраэль Баал-Шем-Тов.

Однако общий подход, избранный Баал-Шем-Товым, отличался от подхода, принятого у других «нистарим». С объяснения низости и отвратительности греха он перенес акцент на разъяснение великого смысла Службы евреев Всевышнему, любви Б-га к его народу, света, заключенного в выполнении заповедей и изучении Торы.

Свое учение, обладающее формой, доступной даже простым людям, Баал-Шем-Тов основал на двух принципах: познание Творца и любовь к каждому еврею. Это привело к тому, что за пятнадцать лет работы Баал-Шем-Това по распространению Торы к его движению приблизились тысячи простых евреев, большинство из которых стало знающими Тору, а некоторые — великими мудрецами.

Подход, предлагаемый Баал-Шем-Товым, поначалу не был одобрен «Святым Братством» нистарим, но вскоре, увидев его эффективность, многие не замедлили принять этот путь.

В течение 10 лет к Баал-Шем-Тову являлся святой Ахия а-Шилони, учитель пророка Элияу, и передавал ему тайное знание до тех пор, пока Баал-Шем-Тову не наступило время раскрыться и основать движение, получившее имя хасидизма. Это произошло 18 элула 1734 года в тот день, когда Баал-Шем-Тову исполнилось 36 лет. В тот день Баал-Шем-Тов раскрылся в полноте своего величия и осветил мир, готовя его к приходу праведного избавителя — Мошиаха.

В одном из своих объяснений Любавичский Ребе Мелех а-Мошиах говорит, что Баал-Шем-Тов (и его Тора) — выше, чем АРИЗАЛ (рабби Ицхак Лурия, автор направления в каббале, на котором основывается учение Баал-Шем-Това). Известно, что учителем АРИЗАЛа был являвшийся к нему пророк Элияу, учителем которого, в свою очередь, был Ахия а-Шилони — учитель Баал-Шем-Това. Таким образом, Баал-Шем-Тов получил знание тайной Торы с более высокой ступени ее передачи, и это означает, что принадлежащее ему раскрытие Торы — раскрытие более высокой ступени во внутренней Торе, нежели даже каббала АРИЗАЛа.

В чем же заключалось то новое, что совершил Баал-Шем-Тов раскрытием своего учения? Он сообщил евреям, что все — это лишь Божественность, а Божественность — все. Он показал им Божественность, заключенную в колыхании травинки на ветру или в рыночном торговце. Он подчеркнул, что еврейство в равной степени является достоянием и простого еврея, и мудреца, что именно в простом еврее душа светит в своей сущностной чистоте. И это проявляется в непорочности, простоте, принятии того, к чему обязывает воля Б-га безо всякого расчета, способность к самопожертвованию во имя Торы и заповедей, даже без обладания их глубоким пониманием. Всем, слышавшим его, Баал-Шем-Тов подарил безграничность Торы — раскрытие того, что в каждой детали ее есть внутреннее содержание, в котором можно раскрыть еще более внутренние аспекты, и так — до бесконечности.

Раскрытие Торы хасидизма Баал-Шем-Товом было чудесным божественным раскрытием, прорвавшим преграду между внутренним, сущностью, и внешним, выведшим глубинное наружу.

Через два поколения после Баал-Шем-Това мир осветила новая звезда — появился человек, которому было суждено шагнуть еще дальше в раскрытии внутренней Торы, совершить первый и, может быть, главный шаг, выводящий еврейский народ на прямую, в конце которой уже брезжит сегодня свет Мошиаха. Им был ученик ученика Баал-Шем-Това, Магида из Межирича, человек, не имевший кровного родства с Баал-Шем-Товом, но называвший его дедом — Алтер Ребе.

В чем же заключался этот шаг? Что принесла нам Тора Алтер Ребе? Чем отличается она от Торы его святого учителя – Баал-Шем-Това?

Баал-Шем-Тов показал евреям Божественность, но не объяснил, каким образом она пронизывает мироздание, не выразил это доводами разума.

Душа еврея не нуждается в доказательствах существования Б-га и объяснениях того, что Он из себя представляет. Для нее, которая сама — Божественность, доводы разума — ничто. Так, когда еврей отдает свою жизнь за веру, этот поступок он совершает не на основе решения, принятого разумом и одетого в чувства. В нем говорит Сущность, перед которой все остальное — замолкает. Баал-Шем-Тов вывел на поверхность существования еврея Сущность божественной души, и разум и эмоции подчинились ей. Под воздействием открытий совершенных Баал-Шем-Товом, еврей получил возможность служить Творцу всеми силами души, однако сами «внешние» (по отношению к Сущности) силы души — разум и эмоции — участвовали в этом Служении, будучи растворены, поглощены Сущностью. Божественность не могла спуститься в понимание разума и глубину эмоций и изменить их. Разум и эмоции подчинились сущности, но остались сами собой.

Алтер Ребе показал евреям, как внедрить раскрытие Сущности Божественности внутрь сил души. Его учение давало путь к тому, чтобы сам разум осмыслил, понял Божественность, сами чувства возбуждались ею, в той же и бесконечно большей степени, как они возбуждаются под влиянием мыслей о деньгах и славе... В этом и есть принципиально новое, раскрытое Алтер Ребе: «Баал-Шем-Тов показал „ЧТО“. Алтер Ребе показал „КАК“».

Подобное не является одним, наряду со многими другими, раскрытием Торы, сделанным на основе разума. Только раскрытие, черпающее свой источник в Сущности Божественности, находящейся выше всяких ограничений, в силах раскрыть Божественность в самой глубине человека, пронизать его Божественностью целиком, начиная от самых высоких и кончая самыми низкими сферами человеческого существования. Внести внутрь Творения Сущность Всевышнего. Добиться того, чтобы материальность еврея и материальность мира постигли и почувствовали, что «Нет места свободного от Него» и «Нет ничего, кроме Него».

Однажды Алтер Ребе задали вопрос:

- Что творится у хасидов в отношении изучения Торы?

- У женатых хасидов есть установленные уроки по изучению Торы, — ответил Алтер Ребе.

— Ну, так и у тех, кто не является хасидом, точно так же! — удивились те, кто задал вопрос.

— Да, действительно, — ответил Ребе, — единственная разница заключается в том, что у хасидов уроки установлены не только по времени, но и в сердце.

От рождения еврей наделен чистой верой в Б-га, и достоинство этой веры трудно переоценить. Но «...и вор ...молится Всевышнему, о том, чтобы его не поймали», — говорит Талмуд. — Не от рождения вера получает способность проявиться в жизни еврея, изменить его существование, определять все его поступки, речи, мысли. Это дается трудом. Хасидизм ХАБАД подчеркивает обязанность человека работать над собой, через тяжелый труд прийти к тому, чтобы разум постиг величие Всевышнего и заставил чувство стремиться к Божественности.

Совсем не просто прийти к постижению Божественности. Тем более непросто достигнуть состояния, когда ради Нее человек был бы готов отказаться от всего на свете. Только изнурительным трудом добившись от себя способности к размышлению о величии Всевышнего, еврей способен, в результате, прийти к такому состоянию, когда все аспекты его души, начиная от сущности души и заканчивая силами материального действия, признают и почувствуют, что Всевышний — действительно Один, и нет никого и ничего, кроме Него.

И это путь хасидизма ХАБАД, которым следуют уже в течение двухсот лет миллионы хасидов и открытием которого мы обязаны Алтер Ребе. Это и есть тот единственный инструмент, с помощью которого можно ускорить раскрытие праведного Мошиаха, с чьим именем связано обещание Всевышнего: «Новая Тора выйдет от Меня» — Тора Мошиаха.

В том и заключается величие Торы хасидизма ХАБАД, что она смогла, взяв источники Торы Баал-Шем-Това, распространить их наружу, соединив несоединяемое — тайное Божественное знание и человеческий разум, Божественную сущность и повседневные дела, — самый «верх» и самый «низ», проложив, тем самым, путь для Божественных раскрытий прихода Мошиаха, избавления еврейского народа из изгнания, построения третьего Иерусалимского Храма и воскрешения из мертвых.

Опубликовано: 20.12.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter