5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

Истина — взгляд Торы

Истина является таким типом существования и бытия, которое обязательно и абсолютно, без какой-то «слабости» и возражения по сути своего существования. И она является полной противоположностью лжи...

5602 (0)
Истина —  взгляд Торы
Истина — взгляд Торы

«Понятие „Служение“, само по себе, истинного Служения не подразумевает. Истинность Служения — отдельный аспект работы еврея, — и это — достижение уровня Служения, при котором даже даже самые внешние, мелкие, „дополнительные“ к основным аспекты Служения — истина. Что ты удивляешься?! „Моше-рабейну увидел качество истинности (Санедрин 111:1) и пал на лицо свое“» (из книги «а-Йом-йом» на 20 Адар I).

Вопросы:

1. Понятие истины (суть идеи)

2. Всевышний — Б-г истины

3. Качество истины

4. Истинное служение

5. Истинная мудрость

1. Понятие истины

Истина является таким типом существования и бытия, которое обязательно и абсолютно, без какой-то «слабости» и возражения по сути своего существования. И она является полной противоположностью лжи, которая есть отсутствие существования и его антипод.

Не имеется в виду, что истина — это бытие, существующее только в настоящем, но также в прошлом и в будущем, ее существование постоянно, не возникает в прошлом и не прерывается в будущем, а также не изменяется. Поскольку изменение — процесс поэтапного прерывания существования или рост и развитие существования из положения его отсутствия. И не существует никакой разницы, отсутствует ли существование в прошлом или в будущем. В любом случае, если существование по сути не абсолютно — оно не является истиной.

Выходит, что истина — это вечность, как говорит пророк Шмуэль: «И „Вечный“ Израиля не обманет», поскольку вечность противоположна лжи, как и истина.

Выражаясь языком наших мудрецов: «Истина осуществляется, ложь нет», то есть истина осуществляется и осуществляет, а ложь не осуществляется и причиняет разрушение миру.

На это есть намек в самом слове истина на святом языке — «эмет», буквы: «алеф», «мем», «тав»: «алеф» — первая буква алфавита, «мем» — средняя, «тав» — последняя, что указывает на то, что истина не изменяется от начала до конца и она существует в каждом месте и в каждое время в равной мере.

На основании этого можно понять закон, изложенный в Мишне по отношению кошерности воды для «мей хатат» — воды, смешанной с пеплом красной коровы: «Ложные воды не годны (для „мей хатат“)… если исчезают раз в семь лет». Ложные воды — это реки, пересыхающие раз в семь лет. Причина, почему они не годны: поскольку для «мей хатат» нужны «маим хаим» — живые воды, воды источников, бьющих из земли, поскольку жизнь — это истина, как сказано: «Всевышний — Б-г истины, Он Б-г жизни».

Поэтому ложный источник, прерывающий свое течение даже раз в семь лет, несмотря на то, что сейчас стремительно течет, тем не менее, не считается потоком вовсе и не называется «живой водой». Поскольку в будущем он прервет свое течение, то уже сейчас, пока еще не прервал, — не является годным. И подобно тому, как прерывание выводит из статуса «живого», — выводит также из статуса истинного, делая их ложными реками.

2. Всевышний — Б-г истины

На основании изложенного выше, выходит, что одной и единственной истиной является только лишь Всевышний, как говорит Рамбам: «И это то, о чем говорит пророк: „Всевышний Б-г истины“, поскольку нет истины, подобной Его истине, и Он один — истина».

Поскольку только Всевышний является существованием, которое не предваряется его отсутствием, не дай Б-г, и, само собой, нет конца Его существованию вовеки.

Это в отличие от творений, поскольку они не являются истинным существованием, с точки зрения самих себя, ведь возникли из «ничто». И все их бытие и существование они получили от слова Всевышнего, Божественной силы, их сотворившей. И поэтому, сами по себе, они существуют и исчезают и все их существование и жизненность зависит от степени их прилепленности к Б-гу, осуществляющему их, в этом и заключается истинность их существования.

По этой причине называются сыновья Израиля живыми, поскольку нет подобного им по степени прилепленности к Божественному, как сказано: «А вы прилеплены ко Всевышнему Б-гу вашему, живы вы все сегодня».

В этом и заключается смысл высказывания мудрецов: «Печать Всевышнего — истина», поскольку он «утверждает» своей печатью — истиной — существование каждого творения. И часть существующего в творении — это Сущность Всевышнего, из которой он возник.

И, поскольку, существование каждого творения возникает от Сущности Всевышнего, у которого нет ни начала ни конца, поэтому также печать Всевышнего — печать и завершение — оно, в буквальном смысле, подобно началу, то есть является истиной, которая не изменяется.

3. Качество (мера) истины

Необходимо понять разницу между качеством истины, которая ограничена мерой и размером и приходит в порядке поступенчатого спуска миров, и между истиной, что в Сущности Всевышнего, которая абсолютно не ограничена.

Именно с точки зрения истины, что в Сущности Всевышнего, возникли все существования, каждый с относительным качеством истины, что в нем. Даже те, кто не ощущают внутри себя Божественную истину — мир лжи, также и в них присутствует Божественная истина, в аспекте сокрытия, по крайней мере. И только она и является (действительно) существующей вещью, что в них, кроме этой истины — никакой вещи более не существует. «Качество истины — это качество Яакова, которого называют „срединный запор“, „пронизывающий“ [все] из конца в конец от вершины всех уровней и ступеней и до конца всех ступеней [внизу]. И на каждом уровне и ступени он проходит через срединную точку, и это — точка и категория истины этой ступени».

Как уже говорилось истинное существование находящееся на всякой ступени и уровне, в каждом творении и существующей вещи — это только лишь бытие Сущности Всевышнего, из которого возникают и существуют все существования.

Выходит, что точка существования, присутствующая во всякой вещи, — это истина, которая в нем, поскольку «истина существует, ложь нет».

Три ступени в качестве истины:

1. Край истины

2. Истина

3. Истинная истина

На первый взгляд, поскольку истина не изменяется, то существует только одна истина; как же может быть несколько видов истины?

Действительно, истина — одна, однако существует разница в форме одевания и раскрытия ее.

Для объяснения этого сначала зададим вопрос: поскольку ложь не является существованием, то есть «не существует» — как же можно судить о нем, говорить о нем, определять его — предмет, которого нет?

Единственная на то возможность: если внутри лжи найдется крупица истины, в аспекте искры истины, дающей возможность существования лжи.

Как пишет Раши: «Всякое слово лжи, с которым не говорят немного истины в начале, — не осуществляется в конце».

Поэтому существующее бытие, находящееся внутри лжи, — это малая толика истины, что в ней, по причине чего также ложная часть существования видится нам истинным бытием. Однако это ни что иное, как только лишь видимость, поскольку ложь, которая в нем, — не является истинным существованием.

На основании этого становится понятно, что каково качество истины, заключающегося в творении, — такова и ступень творения.

Если она только на уровне «края истины», от «края и наружу», то это сокращенная (сжатая), низкая ступень истины.

Если она выше этого, то есть истина проникает в творение в большей степени, она называется «истина».

Когда же ложь, что в творении полностью аннулировалась и перевернулась в правду, то это — «истинная истина», наивысшая ступень истины в творениях, находящихся в объединении с истиной Всевышнего.

4. Истинное служение

Поэтому служение Всевышнему в форме «истинной истины» — это только служение праведников, «служащих Всевышнего», поскольку они перевернули зло, что в них, в добро, и их любовь ко Всевышнему постоянна и не прерывается никогда.

Не смотря на то, что объясняется в книге «Тания» про служение «средних» в их любви ко Всевышнему, из чего следует, что также она называется «истинным служением», что соответствует сказанному выше о различных ступенях качества истины.

То есть несмотря на то, что их любовь ограничена только лишь временем молитвы, когда же они возвращаются к своим делам, их любовь ко Всевышнему скрывается и пробуждается любовь их животной души к материальности мира. Выходит, что, на первый взгляд, их любовь ко Всевышнему не является истинной, поскольку «Уста истины основаны навечно, и лишь на мгновение язык лжи» (Мишлей). Смысл этого таков, что устоит на своем основании вечно, а вещь, которая лишь на мгновение, на краткое время, — это аспект лжи.

Однако, поскольку их любовь ко Всевышнему возвращается при каждой молитве, несмотря на ее удаление из-за занятий материальным миром, то даже в момент ее временного сокрытия, когда в действии она отсутствует, — в потенциале она существует. «Поскольку в силах их Божественной души всегда возвратить и пробудить эту любовь», то в определенном смысле существует в этом постоянство и неизменность. (Подобно «постоянной» жертве или «постоянной» свече, не смотря на то, что их приношение было соответственно только два и один раз на дню и само собой прерывалось после его осуществления).

По этой причине, также эта любовь называется «уста истины». И, несмотря на то, что этот вид любви как бы от «края и наружу», — тем не менее, это — истина. Поскольку только качество раскрытия истины у «средних» отличается и меньше по сравнению с праведниками, однако сущность истины равна в каждом месте, во все времена, в каждой душе.

5. Истинная мудрость

Тайная мудрость — каббала, называется истинной мудростью, а ее мудрецы — мудрецы истины. Ибо тайная мудрость — каббала является внутренней Торой, находящейся в аспекте «Древа жизни, где нет противоречий, возникающих от стороны зла, и споров, (возникающих) от духа нечистоты», так что принятие истины происходит в прямой форме без споров и дискуссий.

Это не подобно открытой Торе, одевающейся в «Древо познания добра и зла», аспект «клипа нога» — светящейся оболочки, в которой смешаны добро и зло. Поскольку, не смотря на то, что это облачение предназначено для переборки и отделения искр святости из клипы (оболочки, являющейся сокрытием Божественности), однако именно поэтому она и одевается в клипу и поэтому в ней есть противоречия и разногласия, являющиеся сокрытием истины. Поскольку в момент существования противоречия и проблемы скрывается истинное намерение Божественной мудрости, и только при получении ответа возвращается и раскрывается истинное Высшее намерение, и оно выясняется только при в результате многочисленных дискуссий и труда.

Дополнение (к пункту 2)

«Я — Всевышний — не изменился»

Говорит пророк: «Я — Всевышний — не изменился, и вы, сыновья Яакова, не исчезли». Этот стих выражает вечность Всевышнего и Его знание творений.

Простой смысл этого стиха означает, что Всевышний говорит: «Я — Всевышний — не изменился», не изменил своего мнения, не дай Б-г — возлюбить зло и т.д.

Если более глубоко, то внутренний смысл этой идеи, как объясняется в учении хасидизма, означает отрицание изменения во Всевышнем, в его единстве. Что Его единство не изменяется, не дай Б-г, и не становится ущербным в результате сотворения творений в аспекте «бытие из небытия».

Как мы говорим в молитве: «Ты тот (же самый) до того, как был сотворен мир, Ты тот (же самый) после сотворения мира». То есть буквально без каких-либо изменений.

Единство Всевышнего означает, что только Он один существует, и нет ничего, кроме Него, (не только, что нет существования богов кроме Него, не дай Б-г!), поскольку Он единственный существует, и нет ничего, кроме Него.

И об этом говорит пророк, что единство Всевышнего не изменилось посредством сотворения творений, не произошло ни изменения в аспекте места, ни изменения в аспекте времени.

Отсутствие изменений в аспекте места, то есть «изменение в поступенчатом спуске миров от высших ступеней к низшим, что подобно тому, как Он, Благословенный, находится в высших, также Он находится и в нижних».

Отсутствие изменения в аспекте времени — «подобно тому, как Он один, Единственный, (существовал) до их сотворения, также Он один и единственный после их сотворения, поскольку перед Ним все как будто не существует, буквально как ничто и ноль».

То есть существование творений, претерпевшее спуск и сжатие, — не является вовсе существованием по отношению к возвышенному существованию Всевышнего и как будто ничто и ноль в буквальном смысле.

Точно так же отсутствует изменение в мудрости и знании Всевышнего. Подобно тому, как не существует изменений, не дай Б-г, в самом Всевышнем, посредством осуществления творений. Также не существует изменений, не дай Б-г, в Его мудрости, в результате осуществления творений.

Несмотря на то, что осуществление творений произошло в форме «бытие из небытия», то, на первый взгляд, прежде, чем были сотворены, не знал их, поскольку их еще не было, и только после того, как были сотворены, узнал их своей мудростью. Выходит, что после творения, вроде бы, добавилось у Него знания и мудрости, что может привести нас к ошибочному представлению, что до творения Его знание и мудрость были меньше, не дай Б-г, по отношению к нынешнему положению, когда добавилось также знание творений…

Об этом и сказано: «Я — Всевышний — не изменился …», чтобы, не дай Б-г, не возникло у нас негодной мысли, если предположим, что до творения у Него отсутствовало знание…

Это абсолютно невозможно, поскольку Всевышний является абсолютной полнотой без какого-либо ущерба до сотворения, и, само собой, без какого-либо добавления после него, но Он был, есть и будет как одно.

Идея в этом такова, поскольку «нет места, свободного от Него», и нет ничего, кроме Него, то все возникает от Него и аннулировано Ему. Поэтому Его знание творений и всего, что происходит с ними, не подобно знанию творений, поскольку они постигают знанием, которое вне них и поэтому является существованием добавочным к их существованию и отделенным от них.

Но Всевышний «знанием себя знает все творения», поскольку из истинности Его существования возникли все творения, то есть их существование происходит из Его существования, поэтому тем, что знает себя, знает также и все творения, так что нет в этом никакого добавления и изменения, не дай Б-г.

Поскольку Он и Его мудрость — одно, то Он — «знающий, знание и результат познания» — все одно, и нет ничего, кроме Него.

Опубликовано: 08.12.2008

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter