17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Открытое письмо на 19 Кислева

Наступил месяц Кислев. В продаже появились ханукальные пончики и волчки самых разных моделей, а ведь не многие знают, что этот месяц связан не только с Ханукой, но и еще с одной праздничной датой: 19 Кислева — Новым годом хасидизма.

3400 (0)
Открытое письмо на 19 Кислева
Открытое письмо на 19 Кислева

Наступил месяц Кислев. В продаже появились ханукальные пончики и волчки самых разных моделей, а ведь не многие знают, что этот месяц связан не только с Ханукой, но и еще с одной праздничной датой: 19 Кислева — Новым годом хасидизма. История этого праздника связана с личностью рабби Шнеур-Залмана из города Ляды, основателя и первого руководителя хасидского течения ХАБАД, распространившегося в наше время по всему миру. В 1798 году вследствие доноса о якобы имевшем место шпионаже в пользу Турции, враждебно настроенной тогда по отношению к России, Ребе был арестован и под конвоем доставлен в столичную тюрьму, располагавшуюся тогда в помещении знаменитой Петропавловской крепости.

Весть о внезапном аресте Ребе моментально облетела все еврейские общины России и близлежащих стран, ведь арестованный был известен как своей раввинской и общественной деятельностью, так и необычайными познаниями в во всех частях Торы, начиная от каббалы и кончая еврейским законом. Составленная им книга «Тания» в удивительно краткой и емкой форме передает основы хасидского мировоззрения, а его труд «Шулхан арух а-рав» становится одной из основ еврейского закона.

Пользуясь своим влиянием, Ребе организовал и постоянно поддерживал сбор средств в поддержку еврейской общины Святой Земли, находившейся тогда в очень тяжелом финансовом состоянии. Собранные деньги пересылались на территорию Палестины, находящуюся тогда под властью Турции. Именно этот факт был использован при составлении нелепого доноса против Алтер Ребе, как хасиды любовно прозвали рабби Шнеур-Залмана.

Столь серьезное обвинение должно было иметь самые серьезные последствия. Царские чиновники не очень-то жаловали евреев, тем более обвиняемых в государственном шпионаже, тем более доставляемых в тюрьму под конвоем и в черной карете смертников.

Однако Ребе, где бы он ни был: в синагоге, в окружении преданных хасидов, или в тюрьме, в окружении нееврейских следователей, повсюду остается Ребе. Его святость, кристальная чистота его души и абсолютная непричастность к каким-либо политическим интригам становится очевидна, и 19 Кислева Ребе совершенно неожиданно для всего еврейского мира освобождается из заключения и возвращается к работе по распространению хасидизма на принципиально новом уровне. С этого момента хасидизм перестает быть уделом избранных учеников Ребе, именно в этот момент к нему присоединяется огромное количество последователей.

В наше время в результате деятельности Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха (седьмого по счету от Алтер Ребе руководителя движения ХАБАД) хасидизм получил всемирное распространение и известность.

В преддверие каждого праздника, в том числе и 19 Кислева, Ребе традиционно обращается с открытым письмом ко всему еврейскому народу.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию адаптированный перевод одного из таких писем («Игрот Кодеш» том 8, стр. 48-50), в котором объясняются идея и цель невероятного спуска души, изначально единой с Самим Б-гом. Спуска, традиционно сравниваемого с падением «с высокой крыши в глубокую яму». Спуска, начинающегося на самых верхних ступенях духовных миров и заканчивающегося в самом низу.

С Б-жьей помощью, 10 Кислева 5714 года
Бруклин, Нью-Йорк.

Всем нашим братьям и сестрам, евреям и еврейкам, где бы они ни были, да пребудет с ними Б-г.

Мир Вам и благословение!

Через несколько дней наступает праздник освобождения — 19 кислева, день освобождения из тюремного заключения Алтер Ребе, составителя книг «Тания» и «Шулхан Арух». Заключение это явилось следствием активной деятельности Алтер Ребе по распространению учения и обычаев хасидизма ХАБАД. Поэтому можно сказать, что 19 кислева на свободу вышел не только сам Алтер Ребе, но вместе с ним было «освобождено» и его учение. И потому именно с этой даты начинается широкое и повсеместное распространение хасидизма ХАБАД, хасидского мировоззрения и подхода к жизни.

В связи с этим хотелось бы от всего сердца благословить, чтобы каждый и каждая из нас были освобождены от всех внутренних и внешних проблем, которые держат в заточении хорошее и доброе начало, присущее душе каждого еврея. Пусть это начало сможет управлять и властвовать безраздельно, а его хозяин пусть будет хасидом (от слова «хесед» — доброта), любящим добро и творящим его, приносящим благо собственной душе и душам других, при помощи трех типов любви: любви к евреям, любви к Торе и любви к Б-гу, которые, по сути, являются одним целым.

Известны высказывания каббалистической книги «Зоар» о том, что все души пребывают в предельной близости к Самому Б-гу и спускаются в тело от престола Его Славы.

Высказывания «Зоар» подтверждают простое и ясное представление о том, что сама по себе душа — это чистая Б-жественная сущность, изначально лишенная всякой связи с материальной, физической составляющей жизни. И тем более она не имеет ничего общего с разного рода вожделениями, пробуждающимися и приходящим исключительно со стороны тела и оживляющей его силы, называемой животной душой.

И все-таки Пресвятой, Благословен Он, захотел, чтобы эта самая чистая душа, эта частица Самого Б-га, спустилась и оделась в низкое материальное тело и, связавшись с ним на десятки лет, находилась все эти долгие годы в состоянии, полностью противоположном своей же собственной природе.

И все это лишь для того, чтобы выполнить посланничество Творца: очистить и освятить физическое тело и излить бесконечный Б-жественный свет на все материальные вещи, окружающие человека в течение жизни, создав из них тем самым Святилище и место явного присутствия Благословенного.

И если ей это удается, то все лишения и страдания, вызванные спуском и пребыванием в материальном теле и в этом низком вещественном мире, становятся ничтожными и абсолютно ничего не значащими по сравнению с невероятным богатством и вечным блаженством, ожидающими душу, выполнившую свое предназначение. И это понятно, ведь будущую бесконечную вечную награду не возможно даже сравнить с мимолетными страданиями этого мира.

Какой же силы и глубины достигают мучения души, объединившейся с материальным телом зря, без какой бы то ни было пользы для себя. В особенности, если они усилены страданиями от бессмысленной погони за материальными благами, вовлекаясь в которую, человек, зачастую, совершенно забывает об истинной цели спуска души, достижение которой возможно лишь при помощи повседневной жизни по Торе. И даже редкое духовное пробуждение заканчивается в этом случае лишь чисто формальным выполнением какой-либо заповеди, лишенным искреннего чувства.

Не говоря уже о главном: об упущенной возможности выполнить желание Творца и потере бесконечной награды и вечного блаженства — вся эта погоня за материальностью противоречит простому здравому смыслу. Ведь она, по сути, является погоней за плохой и тяжелой участью в жизни, при которой душа порабощается и задавливается телом, а приносимое ее спуском «с высокой крыши в глубокую яму» добро — величайшее поднятие, достигаемое выполнением желания Творца, оказывается решительно отвергнутым.

И поэтому говорят наши мудрецы, что «человек совершает преступления тогда и только тогда, когда в него входит дух глупости». Ведь в данном случае нет никакой необходимости в глубоких рассуждениях. Лишь одна мысль о том, что человек живет не по своей воле, и что его душа, частица Самого Б-га Свыше, обречена на протяжение десятков лет пребывать в низком материальном теле, созданном из земного праха — неминуемо приводит к желанию во что бы то ни стало выполнить свое предназначение и проявить скрытое в спуске души добро посредством ежедневного следования указаниям Божественной Торы.

Надо понимать также, что Тот, кто вынуждает душу спуститься «с высокой крыши в глубокую яму» — ни кто иной как Сам Б-г, являющийся самой сущностью доброты. И делает Он это только ради того, чтобы душа удостоилась изучения Торы и выполнения заповедей именно в этом низком материальном мире. И это является самым полным доказательством великой значимости учения и великой значимости действия (заповедей).

И это также означает, что без описанного величайшего спуска души в этот мир, сравниваемого в Торе с бросанием семени в землю, душа не может достичь истинного совершенства. И если бы существовал некий другой, более легкий и приятный путь, то Пресвятой, Благословен Он, конечно же воспользовался бы им, не обрекая душу на невероятный спуск от престола Собственной Славы до нижайшего из всех существующих миров.

Только здесь, в этой «низкой яме», душа получает возможность достигнуть самой высокой ступени, превосходящей даже положение ангелов, о чем свидетельствуют наши мудрецы, говоря: «праведники предваряют ангелов».

И если только человек задумается о необычайном достоинстве Торы и заповедей именно в этом мире, если посвятит он свои мысли тому, что Тора и заповеди — это единственный путь достижения поставленной Свыше цели, то моментально охватит его великая радость от своей участи и своего жребия, и никакие внутренние и внешние сокрытия этого мира, уже никогда не затмят ее. И тогда сможет он по-настоящему и от всего сердца выполнить указание: «Служите Б-гу в радости».

Этот путь служения Б-гу, являющийся краеугольным камнем в концепции Баал-Шем-Това, подробно разъясняется учением хасидизма ХАБАД и является прямым указанием его основателя Алтер Ребе, лаконично сформулированным в 26 и 31 главах книги «Тания».

С благословением и поздравлением с праздником освобождения,
М. Шнеерсон

Опубликовано: 16.11.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter