СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 08:31

Поражение Афин посреди Иерусалима

Житель Афин получил урок по принципу «мера за меру» в двух аспектах: он получил удар по тому месту, которое представлял тот образ жизни, над которым он насмехался, и более того, получил тем предметом, который олицетворял ту жизненную позицию, которой придерживался и обожествлял он сам.

984 (0) мин.
Перевод:Моше-Залман ЗабродинИсточник: мидраш «Эйха раба» 1:13

Один из афинян чрезмерно насмехался над евреями. Сказали (жители Иерусалима один другому): «Кто пойдёт и приведёт его сюда»? Сказал один: «Я пойду и приведу его сюда, ещё и так, что он окажется с обритой головой».

Отправился этот человек в Афины и был принят у данного афинянина постояльцем. На утро вышли они гулять по рынку, (как, вдруг ремешок) на одной из сандалий еврея лопнул. Сказал он обувщику: «Возьми эту монету тримиса (монета крупного номинала) и почини мне сандалию». Тот ему починил.

На следующий день они опять вышли гулять по рынку, и (внезапно у еврея) лопнул (ремешок) на другой сандалии. Сказал он афинянину: «Пойди, передай обувщику эту монету тримиса, пусть он починит мою сандалию».

Спросил его афинянин: «Разве обувь такая дорогая (в вашей стране)?» Еврей ответил ему утвердительно.

— А сколько конкретно динаров у вас стоят сандалии?

— 9-10 динаров, а когда они стоят дёшево — то 7 или 8.

— А если я приеду к вам с товаром, ты поможешь мне продать его?

— Да, но не приезжай без моего ведома.

После закупки партии сандалий, афинянин прибыл в Иерусалим, сел у городских ворот и послал за своим знакомым. Тот пришёл, и сказал: «У нас существует правило: каждый, кто приходит продавать свои товары, должен постричь голову налысо и сбрить бороду».

Афинянин ему ответил: «Чем мне повредит бритье волос коль скоро (благодаря этому) я смогу продать свой товар».

Когда он подстригся налысо, его (знакомый) взял и посадил в центре рынка. Когда покупатели подходили к нему с вопросом: «Сколько стоит эта пара сандалий?» Он отвечал: «Продам за 9-10 динаров, но меньше, чем за 8 динаров не продам». Когда покупатель слышал эту (заоблачную цену), он ударял продавца сандалией по голове и уходил, ничего не купив (полагая, что этот афинянин насмехается над ними, как ему было привычно делать — «Эц Йосеф»).

По прошествии времени, афинянин сказал иерусалимцу: «Разве я так плохо к тебе относился, когда ты был в моём месте?» На что тот ему ответил: «С этих пор ты не будешь насмехаться над жителями Иерусалима».

* * *

В своей книге «Ор а-Микра», р. Ури Лангнер задаёт вопрос: «Каждый, кто читает этот Мидраш, может удивиться, почему для того, чтобы проучить афинянина, житель Иерусалима избрал именно такой, на первый взгляд, непонятный способ, почему нельзя было избрать другой?»

Ответ, который даёт он же, заключается в следующем: греки отдавали первостепенную важность материальным вещам и удовольствиям. Материальность можно сравнить с землёй, а тех, кто считает её самым главным и первостепенным в жизни — с ногой (тем, что больше всего соприкасается с землёй).

В Иерусалиме была обратная позиция — первостепенным они считали духовность и духовные ценности, что можно сравнить с небом (а человека, для которого духовность находится на первом месте — с головой, частью тела, которая расположена ближе всего к небу).

Таким образом, житель Афин получил урок по принципу «мера за меру» в двух аспектах: он получил удар по тому месту, которое представлял тот образ жизни, над которым он насмехался, и более того, получил тем предметом, который олицетворял ту жизненную позицию, которой придерживался и обожествлял он сам.

Опубликовано: 30.12.2019 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter