25 Менахем-Ава 5781 года, третий день недели, гл. Реэ

Как кашеруют сковородки и противни для Песаха

593 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» 451:36-37
Как кашеруют сковородки и противни для Песаха
Как кашеруют сковородки и противни для Песаха

В отношении сковороды, на которой на протяжение года жарят тесто-хамец на масле (например подсолнечном) или на жиру, есть мнения, согласно которым для того, чтобы ей можно было пользоваться в Песах, её необходимо откашеровать полным прокаливанием («либун гамур»), поскольку иногда масло или жир под тестом выгорают, и в сковородку впитывается вкус теста только посредством огня (без участия жидкости). Следовательно, вкус (теста) невозможно вывести из неё кипячением, но только прокаливанием [РАШБА — р. Шломо бен Адерет], в соответствии с принципом, что «посуда выдаёт вкус только таким способом, каким его в себя впитала».

А есть те, кто с этим спорят [РОШ — рабейну Ашер] и говорят, что если опасаться вышеупомянутого сценария, то тогда нужно сказать, что и в случае со всеми железными кастрюлями, в которых на протяжении года варят хамец, не поможет кипячение, поскольку бывает так, что при готовке подлива выкипает настолько, что остальное содержимое пригорает и прилипает к стенкам (кастрюли). Однако известно, что мы этого не опасаемся по той причине, что несмотря на то, что пища пригорела и прилипла к стенкам кастрюли, в этой пище все равно содержится влага, и высыхает только её внешний слой, который у стенки кастрюли, и даже он содержит некую меру влаги, несмотря на то, что подсох. Но ведь мы не говорим из-за этого, что кастрюля — это сосуд, которым пользуются сугубо при посредстве огня (без посредства жидкости), так, чтобы обязывать её прокаливать (делать либун) при кашеровке.

Согласно мнению этих законодателей, таков же закон и в отношении сковороды (упомянутой выше).

Однако, что касается противня, на котором выпекают тесто, несмотря на то, что под тестом его смазывают маслом или жиром, чтобы тесто не пригорело — это называется не жаркой, а выпеканием, поскольку тесто не шипит в масле или жире, и поэтому хамец впитывается в нее только посредством огня, и для кашеровки такого противня необходимо полное прокаливание (либун гамур); таков же закон в отношении ёмкостей, в которых пекут пироги.

Что касается практического закона: в отношении сковороды, которая впитала в себя остальные запреты, изначально («лекатхила») необходимо устрожить в соответствии с первым мнением.

Однако, в отношении сковороды, которая впитала хамец, можно облегчить в соответствии со вторым мнением, поскольку есть авторитеты, которые считают, что в отношении кашеровки сосудов к Песаху, даже если они впитали в себя хамец только посредством огня (без участия жидкости), для их кашеровки достаточно кипячения.

Если же сковорода настолько длинная, что (при кашеровке) её невозможно полностью поместить в первый сосуд (в котором делается кашеровка посуды), то необходимо сначала поместить одну половину сковороды, затем развернуть её и поместить вторую половину сковороды.

Если же сковорода настолько объёмная, что даже если её окунать по половинам, все равно посередине останется место, которое не удалось опустить (в сосуд, где кашеруют посуду), то это место необходимо прокалить огнём. Или же поместить на это место угли до такой степени, что если коснуться рукой с обратной стороны (этого места), то температура будет такая, что рука отдернется.

И так же необходимо поступать в отношении других сосудов, которые очень объёмны.

Опубликовано: 25.02.2020

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter