Указания Алтер Ребе для пасхального седера

02.04.2020 1301 (2)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 472
Указания Алтер Ребе для пасхального седера
Указания Алтер Ребе для пасхального седера

Перед седером

Стол человека должен быть приготовлен ещё со дня, чтобы начать седер сразу с наступлением ночи. И даже если человек находится в доме учения, пусть поднимется сразу с наступлением ночи, поскольку заповедь спешить, чтобы начать седер, дабы дети не заснули, а Тора сказала: «Чтобы поведал ты сыну своему в этот день» («Шмот» 13:8) (472:1).

[Интересные факты о Ребе: в «Книге обычаев ХАБАДа» сказано, что обычно главы ХАБАДа начинали седер в первую ночь сразу после вечерней молитвы. Во вторую ночь седер начинали позже. Однако, даже в первую ночь Ребе обходил столовые залы йешивы, «Махон Хана» и других организаций, перед тем, как начать свой седер].

В Песах кидуш не произносят до наступления ночи

Кидуш не начинают до полного наступления ночи. И, несмотря на то, что в случае с другими праздниками человек добавляет от будничного времени к святому (после наступления времени «плаг минха» — пока до ночи не останется временной час с четвертью), и может сделать кидуш и начать трапезу ещё днем, тем не менее, в Песах так сделать невозможно, поскольку съедание мацы уподоблено съеданию пасхального жертвоприношения, как сказано: «С мацой и горькими травами ешьте его» («Бамидбар» 9:11), а о пасхальном жертвоприношении сказано: «И ешьте мясо в эту ночь» («Шмот» 12:8), то есть когда ночь уже наступила. Из этого следует, что поскольку есть мацу, что является постановлением Торы, необходимо ночью, то также и все четыре бокала вина, которые установили мудрецы, необходимо пить ночью, в то время, когда есть обязанность есть мацу. Ведь все, что постановили мудрецы — на подобии того, что постановила Тора, а бокал, над которым произносится кидуш является первым из четырёх бокалов, и поэтому это делается только после наступления ночи, а не во время, добавленное от будничного к святому (472:2).

Присутствие красивых сосудов на столе

Несмотря на то, что в остальные дни года в память о разрушении Храма необходимо свести к минимуму количество великолепных сосудов, тем не менее, в ночь Песаха необходимо выставить их на стол максимально, насколько позволяет возможность, и даже если в них нет прямой нужды для трапезы, — в напоминание о свободе… (472:6).

Сидеть так, чтобы можно было облокотиться

Необходимо так обустроить место своего сидения, чтобы была возможность сидеть в позиции облокотившись, таким образом, что это указывает на свободу, подобно тому, как едят короли и великие люди, поскольку в каждом поколении обязан человек представлять себя так, как будто он сейчас выходит из египетского изгнания… (472:7).

Бедняк, у которого нет подушек и тому подобного, на что облокотиться, тем не менее, должен сидеть на скамейке, а не на полу, как в остальные дни года, и если возможно, пусть облокотится на бедро ближнего, поскольку это тоже называется облокачиванием. Но пусть не облокачивается на собственное бедро, поскольку тогда он будет походить на того, кто пребывает в грусти, а это не является демонстрацией свободы (472:8).

На какую сторону облокачиваться, а на какую облокачиваться опасно

Когда человек облокачивается, он должен делать это не на лицо или спину, поскольку это не демонстрирует свободу, но на левую сторону, а не на правую, поскольку ему необходимо есть правой рукой. И более того, если облокотиться на правую сторону, то можно подвергнуть себя опасности, поскольку пищевод расположен справа, а трахея слева и если облокотиться на правую сторону, пищевод окажется снизу а трахея сверху, что приведёт к открытию трубки трахеи, и пища может попасть в трахею, что приведёт к опасной ситуации. По этой причине даже левша, который обычно ест левой рукой, должен облокотиться на левую сторону (472:9).

Женщины не облокачиваются

Женщина, как замужняя так и вдова или разведенная, не обязана облокачиваться, поскольку у женщин так не принято и это не является демонстрацией свободы. Но если она важная персона, и обычно облокачивается, то должна это делать. Все женщины в наше время считаются важными, но, тем не менее, у них нет обычая облокачиваться, поскольку есть мнение, согласно которому в наше время нет обычая облокачиваться вообще, поскольку и в остальные дни года в этих землях не облокачиваются, и даже короли и правители сидят обычным образом (не облокачиваясь). На это мнение и полагаются женщины в наше время, чтобы не облокачиваться (472:10).

Каждый, кто свободен от того, чтобы облокачиваться, но делает это, считается простолюдином (472:13).

Кто может облокачиваться в присутствии кого, а кто не облокачивается, пока не получит разрешения. Сын, который ест в присутствии отца, должен облокачиваться, даже если отец — это его учитель, который научил его большинству Торы, которую он знает, поскольку по определению отец поступается своей честью в этом плане по отношению к своему сыну. Однако ученик, который ест в присутствии своего учителя, даже если этот учитель не научил его большинству Торы, которую знает ученик, не имеет права облокачиваться в присутствии учителя из-за страха перед ним и уважения к нему, пока не получит от него разрешение, и только тогда он станет обязан облокачиваться. При этом, учитель не обязан давать ему такое право, поступаясь своей честью, однако имеет право так поступить. И подобно этому, в ситуации, когда некий человек ест в присутствии выдающегося мудреца поколения, даже если этот человек ничего от него не изучил, считается, что этот мудрец его учитель и он не имеет права облокачиваться в присутствии мудреца, пока не получит от него разрешение на это. И все это сказано о ситуации, когда человек ест со своим учителем за одним столом. Однако, если он ест за другим столом, то обязан облокачиваться, даже если этот учитель обучил его большинству Торы, которую этот человек знает, и является выдающимся мудрецом поколения (472:11).

Когда необходимо облокачиваться?

Необходимо облокачиваться в следующих местах: 1) во время съедания кезайт (объёмом с маслину) мацы, на которую произносится благословение «аль ахилат маца»; 2) во время съедания «корех» (комбинации мацы с горькой зеленью «марор»); 3) во время съедания афикомана; 4) во время питья четырёх бокалов вина — поскольку все эти вещи являются демонстрацией избавления и свободы: четыре бокала вина были установлены мудрецами в соответствии с четырьмя обещаниями Освобождения, которые даны в главе «Ваэра» («Шмот» 6:6-7): «И выведу, и избавлю, и возьму, и спасу», а «афикоман» и «корех» едят в память о пасхальном жертвоприношении, которое ели таким образом, который демонстрирует свободу. Поэтому и эти вещи постановили употреблять в пищу именно таким образом.

Забыл облокотиться там, где это было необходимо

Каждый, кто попил или поел не облокотившись там, где это было нужно сделать, согласно закону, должен это переделать, на этот раз облокотившись. Однако, как уже было сказано, есть мнение, согласно которому в наших землях нет обычая облокачиваться вообще. Поэтому можно положиться на это мнение в отношении ситуации постфактум и не обязывать человека снова переделывать те действия, которые он, по ошибке, сделал не облокотившись. Однако, в отношении съедания мацы лучше устрожить и съесть её (снова), на этот раз облокотившись. И это также касается второго бокала вина. И не нужно произносить благословение (перед повторным выпиванием второго бокала), поскольку благословение «на плод виноградной лозы», произнесенное на второй бокал (который по ошибке выпили не облокотившись), близко к трапезе, распространяется и на вино, которое пьют в самой трапезе (поэтому, теперь, когда его пьют повторно, благословение произносить не нужно). Однако, если без облокачивания были выпиты первый, третий или четвёртый бокал, то не нужно снова выпивать их облокотившись, поскольку в таком случае человеку пришлось бы произносить благословение перед тем, как их выпить, а это выглядит как-будто он добавляет к числу бокалов вина, которое установили мудрецы, ведь между первым бокалом и вторым пить не принято, между третьим и четвёртым пить запрещено, как объясняется в гл. 479, а после четвёртого бокала пить запрещено по причине, указанной в гл. 481. Поэтому, тот, кто вспомнил, что выпил первый, третий или четвёртый бокал не облокотившись, имеет статус передумавшего, и, следовательно, теперь перед тем, чтобы выпить их снова (на этот раз облокотившись), пришлось бы заново произносить на них благословение «боре при а-гафен», а это выглядит как добавление к числу бокалов, которое установили мудрецы. Поэтому, в отношении первого бокала, хорошо изначально, до произнесения на него благословения, иметь ввиду, что вы оставляете за собой возможно пить между первым и вторым бокалом. В таком случае, даже если человек ошибется и выпьет первый бокал не облокотившись, он сможет выпить его снова, на этот раз исправив ситуацию, не произнося на него благословения. И это не выглядит так, будто человек добавляет к числу бокалов, установленному мудрецами, а считается одним процессом питья, который разделён на две части (472:15).

Если выпил четыре бокала вина вне установленного порядка — заповедь не исполнил. Четыре бокала необходимо выпить в установленном порядке, то есть между первым бокалом и вторым, а также между третьим и четвёртым нужно прерываться на произнесение Агады и «Хвалы» соответственно. А между вторым и третьим — на съедание мацы и на благословение после еды («биркат а-мазон»). Если же некто выпил четыре бокала не в соответствии с установленным порядком, а подряд, то он не исполнил постановление пить четыре бокала и это все считается выпиванием одного бокала, и теперь ему необходимо выпить ещё три (472:16).

Сколько вина должно быть в каждом бокале

Необходимо, чтобы в каждом бокале было не менее «ревиит» (86 мл) вина после того, как его развели (с водой), если есть в этом нужда из-за крепости вина… Обычные наши вина не считаются крепкими и не нуждаются в том, чтобы их разводили вообще (472:17).

Человек, которому сложно пить вино

Даже тот, кто не пьёт вино на протяжении года, поскольку его не любит или оно ему вредит, должен себя пересилить и выпить четыре бокала вина, подобно тому, как наши мудрецы сказали о р. Йеуде бар Илаи (трактат «Недарим» 49б), что он выпивал четыре бокала вина в Песах, а потом ему приходилось туго завязать голову платком до праздника Шавуот (472:21).

Можно ли покормить детей если начало седера затягивается

Если (по какой-то причине) невозможно начать седер сразу с наступлением ночи, а дети хотят есть, то можно дать им еду (даже) до того, как они услышат кидуш и Агаду, однако не следует давать им много еды и (после того, как они съедят некоторое количество) нужно убрать от них еду сразу же, чтобы они не уснули во время произнесения Агады. (Возможно, что мацу, «хлеб бедности», давать им запрещено даже в малом количестве до произнесения Агады) (472:23).

Отец и воспитание детей

Отец обязан приучать к заповедям даже малолетних детей, и дать им четыре бокала в установленном порядке, если они достигли возраста воспитания (то есть они уже знают о святости праздника и поэтому также следует приучать их слушать кидуш, который произносят на первый бокал, а также (если) у них достаточно понимания, чтобы понять, что им рассказывают о выходе из Египта — следует приучать их слушать Агаду, которую произносят на второй бокал. Также отец обязан приучать детей слушать благословение после еды, которое произносят над третьим бокалом, окончание «Хвалы»… что произносят над четвёртым бокалом). Закон в отношении девочек, достигших возраста воспитания таков же, как в отношении мальчиков. И нет разницы между мужчинами и женщинами в отношении заповедей в эту ночь… (472:25).

Красное или белое вино?

…В отношении четырёх бокалов необходимо следовать тому мнению, которое обязывает использовать красное вино, поскольку оно напоминает о крови евреев, которую проливал фараон… (472:26).

Варёное вино и ароматизированное вино

Все вина, которые соответствуют требованиям в отношении кидуша в субботу и другие праздники, годятся для четырех бокалов, включая вареное вино и ароматизированное красное вино (с примесью мёда и перца). Эти вина можно использовать для четырёх бокалов даже изначально, если у человека нет вина, которое соответствовало бы им по качеству… (472:27).

Бедняк, получающий пропитание с цдаки

Даже бедняк, который получает свое пропитание с цдаки, у которого нет достаточно денег, чтобы купить вина на четыре бокала (например если ситуация такова, что распределители фонда цдаки не дали ему денег), обязан взять деньги взаймы, или продать свою одежду, или наняться на исполнение работы, платы за которую ему хватит, чтобы купить вино для четырёх бокалов… Если у бедняка есть немного денег, так, что если он купит вино для четырёх бокалов, ему не хватит на свечу для дома, то в таком случае он должен купить свечу для дома из-за мира в доме, а седер пусть сделает на мацу, как объясняется в гл. 483. (И смотри там же в отношении того, как поступать в ситуации, когда у человека недостаточно вина для четырёх бокалов на две ночи) (472:30).

Дополнительные нюансы

Заповедь раздавать детям сладости и орешки в ночь седера перед его началом, чтобы они обратили внимание на это изменённое поведение и задали вопрос: «Чем эта ночь отличается от других ночей?» И несмотря на то, что нам нечего им ответить на этот вопрос, тем не менее, это побудит их задавать вопросы и в отношении других изменений, которые будут иметь место быть, то есть употребление в пищу мацы с марором, способ сидения облокотившись, и тогда ответим мы им: «Рабами мы были…» (472:31).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух» (другие статьи):