СБП. Дни Мошиаха! 7 Элула 5784 г., третий день недели Тэцэ | 2024-09-10 14:14

Где родился сын Яакова Биньямин?

Нужно разобраться: как это можно совместить с тем, что было сказано в начале, что Биньямин родился в Земле Израиля, тем более, что Тора прямо говорит об этом?

Леви-Ицхак Лернер Перевод:Шолем Лугов 04.08.2024 0 213 мин.

В начале беседы «Двар Малхут» по главе «Вайеце» 5752 г. (п. 4) Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах упоминает поразительную вещь о жизни праотца Яакова: «Именно в Харане женился Яаков и построил свой дом — создав большинство колен еврейского народа». А в сноске (36) Ребе пишет: «Кроме Биньямина, который родился на Земле Израиля».

После этого Ребе пишет (п. 11): «Так как это новшество произошло с помощью спуска в Харан, то именно там Яаков основал 12 колен».

Из этого, на первый взгляд, следует, что все дети Яакова (включая Биньямина) родились в Харане.

Нужно разобраться: как это можно совместить с тем, что было сказано в начале, что Биньямин родился в Земле Израиля, тем более, что Тора прямо говорит об этом («Ваишлах» 35:18)?

На первый взгляд, можно было объяснить это в соответствии с подсчетом евреев во время спуска в Египет. Несмотря на то, что Йохевед ещё не родилась (мать была беременна ею, когда семья Яакова отправилась в Египет, а роды пришлись именно на момент пересечения границы), ее все равно засчитали как одну из семидесяти душ.

То же самое можно сказать и в нашем случае: хотя Биньямин родился в Земле Израиля, можно предположить, что его мать была беременна им в Харане, поэтому уместно сказать, что там он и родился.

Но это объяснение не подходит, так как в соответствии с хронологией событий от выхода Яакова из Харана и до рождения Биньямина прошло около двух лет. Поэтому невозможно утверждать, что Рахель была беременной в течение этого времени.

Можно попробовать объяснить это другим способом:

Из того, что в п. 11 Ребе пишет, что Яаков «основал 12 колен», а не «родил», можно понять, что речь не идёт о том, что все они родились в Харане. То есть, по простому смыслу, Биньямин вне всяких сомнений родился на Земле Израиля, но по внутреннему смыслу можно добавить, что сила для его рождения поступила от работы Яакова в Харане.

И в этом различие между сказанным в п. 4 и в п. 11:

В начале беседы Ребе отмечает удивительный факт в отношении Яакова, что именно в Харане он основал большинство колен. Речь идёт о простом смысле Торы, поэтому Ребе поясняет, что не все сыновья Яакова родились в Харане, а только большинство — кроме Биньямина.

После этого, когда Ребе говорит о новшестве после спуска в Харан — когда Яакову была дана сила для объединения материального и духовного — он объясняет, что «так как это новшество произошло с помощью спуска в Харан, то именно там Яаков основал 12 колен». Это значит, что так как в этом месте есть новшество и особые силы, Яаков захотел передать все это своим сыновьям. По этой причине он там женился и построил дом.

На основании этого понятно, что выражение «основал 12 колен» не означает, что там родились в буквальном смысле все его сыновья, включая Биньямина, а это следует понимать в духовном смысле — всем им была дана сила для того, чтобы объединить материальное и духовное.

Можно дополнить это в соответствии с объяснением, которое даёт Ребе по поводу спора между школой Шамая и Гилеля (см. «Книгу бесед» 5748 г., стр. 645), который заключается в том, нужно ли следовать за потенциалом или реальностью. Причём этот подход мы видим во всем Талмуде.

Приведем пример:

Есть спор, до какого времени можно читать «Слушай, Израиль» вечером (трактат «Брахот» 2а): рабби Элиэзер (из учеников школы Шамая, см. трактат «Шабат» 130б) говорит — до окончания первой стражи, а рабан Гамлиэль (из учеников школы Гилеля, см. трактат «Йевамот» 15а) полагает — до рассвета.

РАШИ говорит, что спор идёт о том, как понимать выражение «и ложась»: р. Элиэзер считает, что это все время, пока люди заняты тем, чтобы идти спать, а рабан Гамлиэль считает, что речь идёт о времени, когда люди лежать в кровати.

Ребе объясняет этот спор так: в то время, когда человек занят подготовкой ко сну, можно сказать, что он уже лежит в кровати в потенциале. Поэтому рабби Элиэзер, который был из учеников школы Шамая, решил так. А рабан Гамлиэль, который был из учеников школы Гилеля, полагает, что надо ждать до тех пор, пока человек не пойдёт спать на практике.

И наподобие этого в нашем случае/ когда Ребе говорит в начале беседы, что сыновья Яакова родились в Харане — кроме Биньямина — он говорит о реальности, что Биньямин родился в Земле Израиля. А после этого он говорит о потенциальном состоянии, которого достиг Яаков, а затем и его сыновья, с помощью спуска в Харан. При этом он упоминает все 12 колен.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter