Дибук — некая астральная сущность, можно сказать, душа. Ее не принимают ни в ад, ни в более прохладные сферы потустороннего мира. Она прилепляется (отсюда и слово «дибук», которое похоже на слово «девек», клей) к человеку, который имеет какие-то грехи, дающие возможность проникнуть в его психику либо в тело. Для изгнания беса («дибук») было принято применять сильные угрозы.
…Да, так делали раньше. Рабби Хаим Витал вел себя с бесами жестко и сурово. Рабби Шмуэль Витал тоже был к ним строг. Но в наше время… читайте и делайте выводы сами…
И с Дибуком надо по-хорошему!
Дибук объявился в Бразилии. Из спокойного и нормального человека, известного в еврейской общине как хороший семьянин, уравновешенный собеседник, вдруг стали прорываться чужие голоса, причем губами он даже не двигал, голос раздавался как бы из утробы. Ужасающее зрелище — крики «Берегитесь, грешники, придет вам конец!» и «Я чую страшные грехи!» — причем на разных языках, которыми этот человек в обычной жизни совершенно не владел.
И с тех пор началось — он ведет себя нормально до какого-то момента, и внезапно начинает издавать звуки и кричать на разных языках, то просит спасти мир, то спасти его. После припадка ничего этого не помнит.
Проходят недели. Семья пораженного Дибуком человека решила устроить сеанс связи с раввином Давидом Бацри, который говорил, что может изгнать Дибук. Сеанс не помог, и семья привезла пораженного к раввину в Израиль. Был устроен Тиккун с трублением в шофар и зачитыванием 13 атрибутов милосердия. Ничего не помогло. Дибук отказался покинуть тело бедняги.
И в связи с этими самыми свежими событиями мы хотели бы привести подобные истории, которые увенчались успехом, одна — из эпохи Алтер Ребе, вторая — от нынешнего Ребе, Короля Мошиаха.
Вторая — это, так сказать, «рассказ в рассказе», когда Ребе повествует о чуде, совершенном Алтер Ребе, и тем самым оказывает целительный эффект на тех, кто слушает его в ходе фарбренгена. (Забежим вперед и сразу поясним, что в зале «Севен-Севенти» в это время, когда Ребе говорил, как раз была некая сущность, которая поселилась в теле еврея, попросту говоря, там был пораженный Дибуком человек. Связь поймете позднее…)
На фарбренгене 6 Тишрея 5735 года (22.10.1974) Ребе пересказывает содержание талмудической истории из трактата «Сукка» о некоей Мирьям бат Билга, девушке из коэнской семьи. Итак, Мирьям была девушкой со странностями, она оставила еврейский образ жизни и вышла замуж за греческого солдата. Это было во времена Матитьяу бен Йоханана, из хасмонеев. Когда греки ворвались в святое помещение и стали издеваться над святынями, она там тоже была. Она подошла к жертвеннику (а жертвенник несет в себе Божественность) и упрекнула его, называя жадным волком, который жертвы-то поглощает, а, когда надо евреям помочь, то не помогает.
Позднее, когда хасмонеи навели порядок, было решено наказать семейство Бильга за плохое поведение Мирьям. До сих пор собственно излагался фрагмент из Талмуда.
Когда Ребе об этом говорил, он выделил в поведении Мирьям бат Бильга кое-что позитивное. Несмотря на то, что она оставила Тору и заповеди, стала женой солдата враждебной страны, участвовала в осквернении святого места, и, казалось бы, какое ей-то дело до того, что Всевышний допускает угнетение евреев? Однако она подходит к жертвеннику и спрашивает Всевышнего, значит, ей было не все равно. Здесь, доказывая, что у Мирьям имелись хорошие побуждения, Ребе начинает плакать, и слушатели тоже сильно переживают.
Несколько недель спустя в выступлении на Симхат-Тора, говоря о важности позитивного истолкования тех или иных поступков ближнего, когда мы своим толкованием придаем положительный оттенок и исправляем характер человека, подчеркивая в нем хорошее, — Ребе привел историю о человеке с Дибуком и о том, как Алтер Ребе ему помог от этого избавиться.
То был человек, в которого вселился один из убивавших пророка Захарию. Ну, казалось бы, что хорошего можно сказать и какой аргумент найти в защиту такой личности? Как говорил Довлатов, привет вам, прокурор, защитники, нападающие и полузащитники! Как можно оправдать убийц пророка? Да еще внутри помещения Храма…
Алтер Ребе, однако, раскрыл внутреннюю мотивацию убийц. Они, возможно, не подозревая о том, хотели, чтобы пророчества негативного характера, с которыми пришел Захария, не сбылись. Они хотели остановить негативное. Ведь если пророчество произнесено вслух, его будет трудно отменить и аннулировать. Разрушение Храма — тяжелое пророчество. Может, они хотели, чтобы Храм остался, и поэтому расправились с Захарией.
Дибук послушал это объяснение, принял Тикун и оставил тело еврея. Такова история из эпохи Алтер Ребе в том виде, как ее рассказал Ребе Король Мошиах. Ребе добавил, что с нынешнего момента открываются врата положительных истолкований и каждый из нас может послужить к исправлению товарища, хваля его и подчеркивая в нем хорошее.
Годы спустя выяснилось, что перед этими выступлениями к Ребе обратились родственники человека, пораженного Дибуком, и им было рекомендовано привести пораженного на фарбренген 6 Тишрея. Тогда и произошло исцеление.