СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 17:30

Преображение «Марсельезы»

Гимн претерпел музыкальную редакцию, стал более размеренным и церемониальным. Но вот проходит семь лет, и Франсуа Миттеран, ставший главой республики в 1981 г., возвращает гимну прежнее звучание!

7983 (0) мин.
Шай Гефен Перевод: Шломо Розеноер

23 Кислева 5752 (ноябрь 1991) г., в субботу главы «Вайешев», свою традиционную беседу Ребе посвятил Франции, а именно — «великой французской революции наших дней». Ребе подробно остановился на том, что именно в последнем поколении, стоящем на пороге Освобождения, духовное очищение Франции – наинизшего по своей духовности места в мире — завершено, а значит, завершено и духовное очищение всего мира. Чтобы проиллюстрировать сказанное примером, Ребе совершил небольшой экскурс в историю, напомнив о превращении французского государственного гимна «Марсельезы» в хасидский «нигун».

Это произошло вскоре после того, как разразилась война Судного Дня. Во время празднования Симхат-Тора 5734 (октябрь 1973) г. Ребе неожиданно запел «нигун», в котором многие из присутствующих с изумлением узнали французский государственный гимн — знаменитую «Марсельезу». Вопросов, однако, никто задавать не стал. Хасиды просто подхватили пение. Ясно было одно: Ребе опять поднимает революцию в духовных мирах. Никто даже предположить не мог, какие последствия в самом ближайшем будущем повлечет за собой эта трансформация.

На следующий день, в субботу главы «Берейшит», завеса тайны была приоткрыта. Свое выступление Ребе начал с рассказа о духовной войне основателя ХАБАДа рабби Шнеур-Залмана из Ляд (Алтер Ребе) с Францией, во главе которой тогда стоял Наполеон. В ходе этой борьбы победный «Марш Наполеона» был превращен Алтер Ребе в хасидский «нигун». И как результат — поражение Наполеона в войне с Россией, а спустя три года — окончательное падение честолюбивого императора. Несколько поколений хабадников с жаром пели эту мелодию, даже не подозревая о ее происхождении.

Национальный гимн — это воплощение национальной гордости и могущества, объяснил Ребе. Особенно это верно в отношении тех народов, которые имеют ангела-представителя на Небесах, а французский народ, подчеркнул Ребе, как раз относится к их числу.

Далеко не каждому, однако, дана способность преобразовать нигун. Ибо каждая мелодия обладает огромной духовной силой и происходит из источника, находящегося необычайно высоко в духовных мирах. И лишь знающий тайну мелодии может осуществить ее превращение.

То же самое, сказал Ребе, происходит и сейчас. Сейчас во Франции вершится самая настоящая революция, то есть возвращение французского еврейства к Торе. И чтобы евреи Франции не чувствовали себя чужими в своей стране, чтобы французы относились к ним с должным уважением, возникла необходимость в преображении «Марсельезы», необходимость увековечить ее как гимн святости.

В те годы президентом французской республики был Жорж Помпиду, который своей неприязни к евреям не скрывал никогда. Еврейская община Франции даже не пыталась наладить с ним отношения, ибо, кроме всего прочего, он был известен как человек крайне жесткий и непримиримый.

Открытая конфронтация началась в 5734 (1974) г., когда Ребе публично выступил против французского президента. За несколько дней до Пурима Ребе сказал, что некто осмелился заявить, будто евреи, не проживающие в Святой Земле, вообще не должны вмешиваться в ее дела. «Но даже злодей Аман, — заметил Ребе, — признавал, что все евреи представляют собой единый, неделимый народ. Это ведь ему принадлежат слова: „Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них)“. Кто осмелится после этого утверждать, что еврей, живущий за пределами Эрец-Исроэль, не имеет отношения к евреям, живущим в Святой Земле?..» «А ведь именно это, — повысил голос Ребе, — утверждает Помпиду! Получается, что он еще хуже злодея Амана!»

...После начала войны Судного Дня по Франции прокатилась волна демонстраций французских евреев в защиту Израиля. Представители еврейской общины встретилась с президентом Помпиду и обратилась к нему с просьбой помочь Израилю. Тот, однако, от своей антиизраильской политики не отказался. Наоборот, он ввел эмбарго на поставки Израилю оружия. «Если вы хотите, чтобы я признавал вас французскими гражданами, не вмешивайтесь в события, происходящие в Израиле!» — открыто заявил Помпиду. Эти его слова и послужили поводом для возмущения, которое Ребе выразил в своей беседе.

Этот год стал для Помпиду последним — и в политике, и в жизни вообще. В среду, 11 Нисана 5734 (1974) г. — в день рождения Ребе – французский президент скоропостижно скончался. (Следует отметить, что в течение некоторого времени Помпиду чувствовал недомогание, которое, впрочем, не мешало ему работать, как обычно. Так или иначе, никаких признаков надвигающейся смерти не наблюдалось).

Но вернемся к «Марсельезе». После Помпиду главой страны становится Валери Жискар д’Эстен. Именно он неожиданно издал постановление об изменении темпа государственного гимна. Неожиданно — для большинства своих сограждан и мировой общественности вообще. Но хасиды ХАБАДа прекрасно понимали, что послужило причиной подобного заявления. После спетого Ребе несколько месяцев назад нигуна «а-Дерет вэ а-Эмуна» на мотив «Марсельезы», гимн Франции не мог больше оставаться «самим собой» — слишком велика была святость, к которой его приблизил Ребе.

Гимн претерпел музыкальную редакцию, стал более размеренным и церемониальным. Но вот проходит семь лет, и Франсуа Миттеран, ставший главой республики в 1981 г., возвращает гимну прежнее звучание! Как видно, ангел-покровитель Франции не собирался сдаваться без боя и всеми силами сопротивлялся освящению доверенной ему страны.

Новый французский президент особых симпатий к религиозным евреям не питал и даже пытался в законодательном порядке отменить государственное финансирование частных религиозных школ. И хотя ему, слава Б-гу, это не удалось, все же своего антисемитизма он не скрывал, выражая его самым неожиданным образом. Так, например, ежегодно, в день смерти маршала Петена (того самого, который в 1940-м лично встречался с Гитлером и обеспечил ему полную поддержку), президент посещал его могилу и возлагал там венок. А однажды Миттеран открыто заявил, что является противником движения «ХАБАД-Любавич». Неоднократно к президенту обращались с просьбой написать приветственное письмо Любавичскому Ребе, но он неизменно отвечал, что не желает поддерживать «фундаменталистов».

Ребе не случайно говорил в беседе 1992 года о возвращении Миттераном первоначального темпа «Марсельезе». Видимо, это событие ознаменовало новый этап борьбы французской духовной скверны со святостью — продолжением борьбы Наполеона с Алтер Ребе.

После смерти Миттерана в 1996 г. пост президента Франции занял Жак Ширак, который, если и был антисемитом, то проявлял это не так явно, как его предшественники. Еще в свою бытность мэром Парижа он поддерживал еврейские религиозные школы. Но самое поразительное — именно этот человек официально признал превращение государственного гимна Франции в «нигун» святости. Подобно тому, как его предок Эйсав признал права Яакова на отцовские благословения.

Произошло это 11 Нисана 5764 (2004) г., в день рождения Ребе.

«...Накануне 11 Нисана мне позвонил президент Ширак, — рассказывает посланник Ребе во Франции раввин Йосеф-Ицхак Певзнер. — Предполагалось, что он примет участие в торжественной церемонии, посвященной дню рождения Ребе, но оказалось, что, в силу своей занятости, он не сможет лично присутствовать на этом торжестве. 11 Нисана выпадало на пятницу, а в четверг, как сообщил мне президент, ему необходимо посетить могилу Помпиду.

Я дипломатично заметил, что он является достойным преемником Помпиду. Ширак сказал, что эти слова никак нельзя назвать комплиментом в его адрес, и что он и Помпиду — это два совершенно противоположных мира. Что касается участия в посещении могилы Помпиду, то он вынужден это сделать, поскольку такова официальная церемония.

Переведя разговор, президент вдруг предложил мне составить краткую биографию Ребе, чтобы на ее основе написать письмо ко дню его рождения.

Мы подготовили меморандум, где, в частности, упоминалось, что Ребе провел во Франции много лет, о которых он всегда вспоминал с особенной теплотой. Говоря о тесной связи Ребе с Францией, мы отметили, что однажды Ребе использовал музыку „Марсельезы“ в святых целях — для молитвы.

Советники президента тщательно проверили достоверность этой информации… и выступили против какого-либо упоминания о французском гимне, ведь это — величайшая святыня государства!.. Неуважение к государственному гимну наказуемо тюремным заключением, а музыку гимна закон строго запрещает использовать в посторонних целях. В общем, решение этого вопроса оставили на усмотрение президента. И Жак Ширак это решение принял.

Вот что было сказано в приветственном письме от 2 апреля 2004 (11 Нисана 5764) г., адресованном любавичским хасидам и получившем широкую известность среди всех евреев Франции: „...102 года тому назад в России родился человек, оказавший огромное влияние на ваше мировоззрение, человек, которого вы называете преданно и просто – Ребе. Отношение Ребе к Франции было особым, о чем свидетельствует знаменитый эпизод, когда Ребе спел во всеуслышание слова известной молитвы на мотив ‘Марсельезы’... Это произошло осенью 1973 года во время войны Судного дня. Отсюда мы можем судить, сколь крепкими духовными узами Ребе и его хасиды были связаны с Францией...“»

Думаю, что у ангела-покровителя Франции контраргументов на этот раз не нашлось. Указ, одобренный Свыше, о перевоплощении национального гимна в «нигун» святости, был теперь совершенно официально подтвержден внизу...

Вместо послесловия

Любопытно отметить, что в талмудической литературе обсуждается возможность того, что Франция является частью Священной Земли. Это связано с мнением одного из танаим (мудрецов Мишны) — рабби Йеуды – по поводу определения границ Священной Земли, которое приводится в трактате Гитин 8а. В комментарии «Тосафот» к этому месту Талмуда говорится: «Спросил рабейну Пэтер у рабейну Тама: „Должны ли мы по мнению рабби Йеуды в наше время отделять десятины от урожая (что Закон предписывает делать только в Священной Земле), живя здесь (во Франции) к западу от Эрец-Исраэль?“. Ответил ему рабейну Там: „Закон не следует мнению рабби Йеуды“».

Опубликовано: 15.12.2006 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter