Оговорюсь сразу: каббала (или даже «религия») Берга не хуже христианской или исламской, а даже эти дочерние религии, по словам РАМБАМа, призваны «проторить дорогу для Мошиаха».
В чем состоит опасность «каббалы» Берга? В том, что она, вроде бы, и каббала, но представленная через «сторону, противоположную святости». Как мы знаем из книги «Тания», по своей структуре, по формальному строению силы нечистоты схожи с силами святости — те же 7 и 3 (семь эмоциональных и три мыслительных силы), а над ними — венец («кетер»). Только это — венец нечистоты.
В сфере святости каббала таким венцом как раз и является. Она может быть зеркально отражена в зеркале нечистоты. Она может быть представлена со стороны, противоположной святости.
Другое дело — вторая аура, над-аура («макиф шейни») — это и есть хасидизм. Хасидизм не может быть предметом пародирования и кривлянья со стороны противоположной святости. (Если эта сторона возьмет на вооружение хасидизм, то она сама им пропитается и он ее перевоспитает, ибо таково свойство масла — пропитывать все, преодолевать и возвышаться над любой другой жидкостью).
Каббала, в отличие от масла, — уподоблена вину, сокровенному и пьянящему напитку. От которого, кстати, могут быть самые разные последствия. Вспомните Ноя, напившегося вина и ставшего невменяемым. Грех древа познания добра и зла также связан с вином. Каббала — также подобна вину (гиматрия слова «вино» на иврите — та же, что и слово «сод», тайна, а именно — 70).
Упиваясь каббалой ради красоты ее тайн, ради внешних причин, желая «получить» — человек может прийти к большим проблемам.
«Как получить все!» — называется книга Берга. Действительно, раз каббала — от корня «получение», то почему бы не понажимать на разные интересные кнопочки и получить все-все-все? И желательно сразу…
Туристов на цфатском кладбище заводят в нижний отсек, где похоронены родители нынешнего Берга, и всячески им объясняют, почему склеп всегда закрыт на ключ. «Тут опасно оставлять его открытым, слишком много религиозных», — объясняет экскурсовод, при этом ничего не объясняя по сути. Прибалдевшие посетители понимающе кивают.
А почему на кладбище праведников нужно кого-то запирать на ключ и замок «от религиозных»? Я могу только догадываться, — но, как говорится, «о мертвых либо хорошо, либо ничего».
Популяризация каббалы «любой ценой», профанация учения АРИ, — даже сама мысль об этом заставила в свое время рабби Пинхаса из Кореца так сильно испугаться и рассердиться, когда он увидел на земле около отхожего места листок с текстами, содержавшими высшие тайны. Он подумал, что такое неуважение к каббале приведет к наказанию…
Алтер Ребе отстоял позицию своего учителя, Магида, который обучал этим тайнам достойных. А в наше время, к сожалению, каббала отделилась от своего источника и превратилась в продукт маркетинга.
Основное древо каббалы благодаря хасидизму сохранило чистоту. Однако формальная, или академическая, каббала «обслуживает» интересы светских людей либо неевреев. Наследие АРИ в целом их не интересует, требования к уровню чистоты и святости — тоже.
Они приспособили понятийный аппарат каббалы к своим нуждам и создали концерн или империю, где валютой служат уроки по псевдо-каббале. Фальшивку люди распознать не в состоянии.
Справка: группа Берга — это секта наподобие реформистов, не имеющая ничего общего с иудаизмом, кроме обозначений, терминологии, взятой «напрокат». Берг наживается на невежестве своих адептов и их примитивном желании разом изменить свою жизнь. При этом он требует от них 10% от их заработка. Большая часть учеников — неевреи, которые не должны получать такую учебную программу. Мужчины и женщины сидят на уроках «каббалы» вместе, без разделения. Он не побуждает евреев соблюдать заповеди Торы. Берга бойкотировали в течение многих лет раввины практически всех общин в Израиле. Сами его книги являются профанацией каббалы.
Коротко и ясно.
По каким книгам рекомендуется прикасаться к каббале?
Во-первых, в «Тании» я насчитала 368 цитат из трудов рабби Хаима Витала, не говоря уже о книге «Зоар». Изучая «Танию», вы так или иначе будете способны получить доступ к каким-то тезисам — учению о 10 сфирот, о взаимодействии мужского и женского начал в высших мирах, о влиянии наших действий на более высокие сферы. Но при изучении «Тании» потребуется самоотдача, усилие разума и совести.
Есть беседы и эссе Ребе Короля Мошиаха, которые в большей мере, чем прочие труды, имеют касательство к каббале. Его отец, рабби Леви-Ицхак, оставил нам труды по каббале, которые изданы после его кончины, а писались в суровой ссылке в казахских степях. Опять же, их написание происходило с самоотверженностью и самопожертвованием.
Основные работы религиозных евреев в области каббалы в наше время: переводы, сделанные Голдой Липш (изд-во «Шамир») и в какой-то мере могут послужить на благо, наверное, и мои переводы писаний АРИ «Учебник по каббале», «Книга перевоплощений» р. Менахема де-Фанно, книга «У истоков Лурианской каббалы» — ресурсов очень много, на одном сайте МОШИАХ.ру их целое море… собственно, это уже следующий вопрос — какими книгами да можно пользоваться. Но целью данной статьи являлось разъяснение, какими книгами пользоваться нельзя.
Рекомендую также ознакомиться с статьей 20 вещей о Каббале, которые нужно знать всем, которую просмотрело уже почти полмиллиона человек!