В Хабад-Любавическом центре русскоязычных евреев на днях побывали члены общины из киевской синагоги Бродского. Они приняли участие в молитве и посетили коллель при Хабад-Любавическом центре русскоязычных евреев. Один из прихожан синагоги Бродского, посланник Любавического Ребе Короля Мошиаха в Киеве Александр Файнгольд поведал историю своего деда Дов-Бера бен Йеуда-Лейба, который почти пять лет провел в сталинских лагерях по политической, а вернее религиозной статье…
Дов-Бер бен Йеуда-Лейб Файнгольд родился в 1886 г. в небольшой деревушке Черняхово близ Житомира, но всю сознательную жизнь, исключая годы самаркандской эвакуации в годы Великой Отечественной войны, провел в Житомире.
Нужно заметить, что Житомир в Х1Х веке был одним из центров еврейской культуры в России и кузницей профессиональных кадров из еврейской среды. Выпускники первых в России житомирских ремесленных училищ трудились в десятках российских городов. К моменту рождения Дов-Бера две трети ремесленников этого города составляли евреи и каждый второй житель города был евреем.
Дов-Бер родился в религиозной семье и учился в одном из 54 хедеров, которые работали в этом областном украинском центре. На его памяти был трехдневный погром в Житомире во время которого погибли 20 евреев в городе и несколько в окрестностях,это не считая более ста раненых. Погром был спровоцирован слухами о том, что якобы еврейские юноши упражнялись за городом в стрельбе по портрету царя.
Хлебнули горя евреи Житомира и в гражданскую войну 1917-1921г.г. Самым трагичным был пятидневный погром, когда отряды Директории убили 317 евреев. Страдало еврейское население и от притеснения поляков в 1920 г. После июня 1920г., когда в городе окончательно установилась советская власть, стали закрываться многочисленные еврейские учреждения-хедеры и йешивы.
Официально работал только еврейский педагогический техникум. Позднее хасиды Хабада подпольно организовали хедер, а затем и йешиву. К началу Второй мировой войны 30 процентов населения Житомира составляли еврейские семьи. Часть из них успела эвакуироваться. Семья Дов-Бера спасалась в Самарканде.
Черная страница житомирского Холокоста — 14 июля 1941 г. Фашисты расстреляли первых сто евреев. В конце этого же месяца к трагическому списку добавилось гибель еще нескольких сотен евреев. «Фашисткая машина» истребления евреев набирала обороты и в августе. Третьего, седьмого и семнадцатого августа было расстреляно 1070 евреев. Пятого сентября 1941 г. оккупанты устроили регистрацию еврейского населения и все семьи согнали в гетто. В лагере находилось около 5 тысяч женщин, стариков и детей. В Йом-Кипур, 29 сентября 1941 г. были расстреляны все дети,женщины и немощные старики. Немцы оставили в живых тех, кто еще был в состоянии выполнять физическую работу. В октябре этого же года население гетто сократилось еще на 1500 человек и 19 августа 1942 г. гестаповцы отправили в ставку Гитлера донесение о завершении этнической чистки на территории Житомира. В дни Холокоста город потерял около 7 тысяч евреев.
После освобождения города от немецкой оккупации в Житомир вернулось несколько тысяч евреев и в их числе семья Дов-Бера. Но
Советская власть дозировано относилась к еврейству. Сразу же после войны была открыта синагога, но через семь лет ее закрыли, а затем прекратило функционировать и еврейское кладбище. За каждым шагом религиозных евреев следили соответствующие органы, они же чинили препятствия отправлению ритуальных предписаний. Подвергся гонениям и уважаемый в городе шохет Дов-Бер Файнгольд. Его арестовали в 1949 г. и сослали в сталинский лагерь.
Но ни какие запреты, гонения не действовали на него. Он и в лагере стремился соблюдать заповеди Торы. Один такой яркий пример. На Суккот Дов-Бер подкупил охранников и они на пару дней отдали ему и евреям, которые находились в лагере, сторожевую будку. С нее Дов-Бер с товарищами сняли крышу, а вместо нее сделали покрытие из ветвей деревьев. И в импровизированной сукке проводились молитвы.
После смерти палача народов Сталина Дов-Бер вернулся в родной Житомир. Это было «жаркое лето 53 года». Не лагеря, ни унижения не сломили его волю. Он оставался истинным хабадником, наставником молодых. Скончался Дов-Бер в почтенном возрасте — 85 лет. Его внук Александр Файнгольд — продолжатель хабадского движения. Сейчас он находится в Киеве, как посланник Любавического Ребе.