В марте 1989 года во всемирном центре ХАБАДа «770» в Нью-Йорке состоялась встреча Ребе Короля Мошиаха с членами еврейской федерации США и филантропами, внесшими свой вклад в поддержку деятельности ХАБАДа. Среди них была и одна женщина — г-жа Фишман, президент федерации. Ребе пошутил: «Вы здесь среди нас в меньшинстве, но ничего, не смущайтесь. Евреи вообще должны привыкнуть к тому, что они меньшинство. И не забывайте отстаивать права женщин!»
Похожий случай был на раздаче долларовых банкнот, когда дочь сенатора Джо Либермана, еврея, услышала такое благословение: «Запомни, иногда девушка может сделать больше, чем парень». При этом Ребе как будто угадал то, что волновало эту девушку, что у нее было на уме.
Есть много разных движений и течений, которые борются под знаменем феминизма. Они добиваются того, чтобы женщины везде воспринимались наравне с мужчинами. Но, увы, в результате чувство вины у женщин только растет и развивается. Они перестают понимать, как им правильно себя вести. Их низводят на более низкую ступень, когда пытаются дать им огромную психологическую и физическую нагрузку.
А каков же аутентичный взгляд на этот вопрос? Нужно ли женщине работать? Если да, то в каком соотношении должны быть работа и семья? Какая именно работа хороша для нее как для женщины?
Отмечая йорцайт своей матери, праведной ребецн Ханы, 6 Тишрея 1984 г. Ребе сказал следующее: «Сейчас в мире есть тьма и путаница относительно вопроса положения женщины в обществе. Решили, что женщину нужно освобождать. Стали освобождать ее от привычных биологических и физиологических ролей, и в итоге она только стала более угнетенной и подавленной. Ее заставили кому-то подражать, утрачивать свою самобытность. Тора указывает на разницу полов и запрещает, чтобы у женщин были мужские атрибуты, а мужчин — женские. Это утверждение Торы относится равно в обоим полам и оно не несет в себе никакого сексизма».
Ребе добавил, что в погоне за карьерным ростом женщина утратит всякую способность заниматься детьми и передавать им свои душевные качества. У нее не будет спокойно на душе. Значит, работать нужно и можно, но только ради другого, не ради карьеры.
А ради чего же?
Находясь лишь дома и заботясь только о насущном, устаешь душой и телом. Нужно выходить, нарядно одеваться, общаться с людьми, нужна перемена деятельности, культурная подпитка, психологическая разрядка.
Если женщина может найти такую работу, которая даст ей такие возможности, предоставит ей приятное времяпровождение и раскроет какие-то таланты, то в добрый час!
Однажды женщина написала Ребе, что она — обычная еврейская домохозяйка. Он сразу возразил: «Раз еврейская, то уже не обычная». Он развил свою мысль: в качестве еврейской домохозяйки уже она несет такую ответственность по созданию в доме особой атмосферы, что это не назовешь обычной нагрузкой. Свет, тепло еврейской жизни — зависят от нее. Привести в мир души детей и дать им жизнь — это ее дело. Управление домом, отпечаток ее личности на воспитании детей. Все это ее задачи.
В другом месте («Ликутей Сихот», том 30, стр. 239) Ребе объясняет, что Рахель именовалась главной женщиной семьи, поскольку она пожертвовала чем-то ради этого статуса. Она знала, что не удостоится погребения в Пещере Праотцов.
Еще сфера влияния жены — ее муж. Жена вечером спросит мужа, каким было его поведение вне дома. Если он скажет, что вел себя как положено еврею, то она будет смотреть на него с почтением, высоко ценить его (см. «Ликутей Сихот», том 9, стр. 308).
Маленькие девочки, играя в куклы, готовятся к своей будущей роли, тренируются в организации своего домашнего очага.
Но все-таки дилемма остается: ведь часто Ребе говорит, что женщине стоит подключиться к зарабатыванию денег для семьи. А деньги не приходят легко. Любая работа — это стресс.
Г-жа Н. из Хайфы, работавшая в качестве гостиничного администратора по праздничным мероприятиям, страдала от раздвоения личности в том плане, что дети ее видели мало. Она родила третьего ребенка, вот-вот заканчивается отпуск по уходу за ребенком, и на кого оставить все это хозяйство и младенца? Ребе ответил ей (в 1984 г.!), что решать надо индивидуально, для большинства женщин — ключевые позиции не подойдут.
Руководящая работа очень напрягает. Главная задача женщины — внутри ее семьи. Помимо семьи, она может выполнять те работы, которые ей приятны и не требуют колоссальной самоотдачи.
С учебой тоже не все понятно: помимо необходимых законов еврейской жизни и знания Письменной Торы, любая другая вовлеченность в глубокий учебный процесс никогда не была свойственна женщинам. Исключения можно было пересчитать по пальцам.
В 1981 г. (4 Адара II 5741) адмур из Бельз посетил Ребе и спросил:
— По какой программе обучать девушек? Вводить ли Мишну, Гмару?
Ребе ответил:
— Мишна – это источник закона, поэтому Мишну изучать нужно. Гмару можно в том случае, если все равно понятно, что из любопытства будут в нее заглядывать, только непонятно, под чьим руководством и кто будет ее излагать. И тогда могут дойти до неверного понимания. Так что лучше в наше время, чтобы получали информацию из правильного источникам. Гмара, связанная с субботой, с благословениями — не проблема.
Адмур из Бельз:
— Хорошо, а как тогда понимать высказывание: «Обучающий дочь свою всему, помимо Письменной Торы, учит ее глупостям?»
Ребе:
— Глупостям ее в любом случае научат, так что пусть будет «глупость» в кавычках, то есть мудрость Торы, которая на первый взгляд ей не нужна, но в нашем поколении она предпочтительнее пустоты. «Шулхан Арух» разделяет аспекты «Устная Тора» и «Письменная Тора». Девушкам, считалось, незачем постигать устную Тору. Но сейчас они все равно будут постигать, им нужна умственная пища.
Ребе пояснил, что девушки так или иначе будут умственно развиты и глубоко вовлечены в изучение чего-либо. И лучше, чтобы это была Тора.
В отличие от этого диалога с адмуром из Бельз, в беседе 17 Ияра 5750 года (12.05.1990) Ребе осветил вопрос обучения женщин уже с позитивной стороны, не связывая это со снижением поколений.
Была создана организация женщин ХАБАДа, и в ней имелись свои собственные программы, не копирующие программы мужских хасидских братств. Необходимость создания таких ячеек для развития женских организаций подчеркивалась еще в 1951 г.
Женщины приводят Освобождение
Есть много таких вещей, до которых мужчины просто не додумаются, и это не их стиль. Например, раскрашивать и подготавливать бубны Мирьям и потом с ними танцевать. Печь вместе халы и делать отделение халы в формате телемоста. Развозить готовые блюда роженицам. Снимать кино, интервью, музыкальные спектакли на темы Торы — для женщин и детей. Вышивать или изготавливать из подручных материалов все, что нужно для оформления Храма (Мишкана). Женские семинары процветают именно благодаря тому, что там вкладывают душу в разные красивые эстетичные виды деятельности. Учеба тоже происходит на высоком уровне, экзамены по Торе и РАШИ в Бейт-Хане или Бейт-Ривке зачастую сложнее, чем в йешиве для парней того же возраста.
Но у мужчин все равно есть свои высоты, которые женщинам не нужно покорять. Эмоционально мужчины сильнее, и даже если женщины зарабатывают хорошие деньги, то все равно им нужно поплакаться и пожаловаться на своего босса умному мужу. Который скажет: «Ты такая молодец, а твой босс не стоит твоих нервов, бросай работу, я сам тебя обеспечу».
Но они оба знают: завтра она все равно бодро и весело побежит на свою работу. Такое поколение.