СБП. Дни Мошиаха! 24 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-05-02 09:56

Том 1, стр. 236

(«Ваикра раба», гл. 21): «Пусть всегда человек посвящает себя изучению Мишны, ведь если у него появится какое-то непонимание, то для него откроется в Талмуде, если он учил Талмуд, и в Агаде, если он учил Агаду… и с помощью этого ему засчитаются и другие вещи как в законе, так и в Агаде, ведь слово Мишна имеет те же буквы, как и слово «нешама» (душа).

И во время третьей лотереи (27 Сивана 5704 года) сказал: «Пусть каждый участник группы начнет учить Мишну наизусть… и чтобы не было это легким в твоих глазах: знание Мишны наизусть это весь мир».

* * *

И чтобы кратко объяснить повторение Мишны наизусть также на основании открытой части Торы, основываясь на словах наших учителей, я хочу частично упорядочить этом вопрос:

1. Значение воздуха и его очищения

Существование тела и его связь с душой, когда человек является живым, зависит — согласно творящему чудеса желанию сделать так, чтобы душа была связана с телом — от двух вещей1. Это кровь, которая…

Примечание:
1) Из того, что сказали наши учителя (трактат «Сота» 53а): «Если человек клянется, что он не будет спать три дня, то его наказывают палками и он сразу идет спать» нельзя сделать вывод, что также и от сна зависит жизненная сила человека (и не только то, что это условие, которое обеспечивает еду, питье и дыхание). Ведь там говорится только о том, что согласно человеческой природе человек обязан спать в течение трех дней, а не об условиях его жизни. Поэтому сон не так, как еда и питье, ведь также в отношении еды — если человек дал клятву не есть (7 дней), то его также наказывают палками и он ест. Но в отношении еды причина в том, что он умрет, если не будет есть (см. комментарий РАНа к трактату «Швуот» гл. 3), а не из-за того, что он будет вынужден есть, как это понятно.
И этим разделением можно объяснить мнение Иерусалимского Талмуда (как приводится в «Кесеф Мишнэ», «Законы о клятвах» 5:20), что в отношении клятвы не есть семь (а то, что в «Кесеф Мишнэ» написано три — это ошибка переписчика и должно быть семь; и уже заметил это в «Минхат Хинух», заповедь №30) дней он не ест сразу. И тогда мы вынуждены сказать, что по мнению Иерусалимского Талмуда его клятва имеет место, что не так в отношении сна, хотя также в отношении еды он клянется о том, чего не может выполнить (см. там в «Кесеф Мишнэ»). И объяснение этому таково, что при клятве, что он не будет спать трех дней, нет возможности ее исполнения в отношении сна, а в отношении еды это возможно.
Вот примеры этого: в трактате «Ктубот» (26б): когда женщина была захвачена в плен с целю убийства, [а затем ее освободили], то она запрещена своему мужу-еврею (согласно мнению РАШИ и «Тосафот»), хотя он согласен с тем, что это произошло из-за страха — и как возражает РАМБАН — и причина (см. «Новшества по Талмуде» Цемах-Цедека, Мишна, стр. 94 и 120, где объясняется) в том, что принуждение было не в отношении самого полового акта. И РАМБАМ в «Фундаментальных законах Торы» пишет (5:6): «…если же нарушил и вылечился — во время опасности — при помощи идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства наказывают его, а если он нарушил по принуждению, то нет» (5:4). И одна из причин (в книге «Шатры Йосеф-Ицхака», «Законы освящения Имени Всевышнего» от имени «Хемдат Шломо», раздел «Образ жизни», п. 38), что действия с помощью принуждения совсем не называются действиями, что не так в случае опасного заболевания, когда в процессе действия делает это по желанию. В разделе «Хошен Мишпат», п. 388: «Если принудили, чтобы показал свои ценности, а он показал у своего друга, то за это полагается наказание, но если принудили в отношении ценностей (ШАХ там, в конце п. 22 и там объясняется; и см. также книгу «Афлаа ктувот» 19:1 на «Тосафот» со слова «Сказал»), а он показал у своего друга, то за это не полагается наказание. И см. также «Цафнат паанеах», первое издание, в начале первой части об этом. И нет здесь места для более подобного объяснения.
Но в «Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 12) сказано, что сон это «пища, лекарство и жизнь» человека, см. там. И см. также «Мидраш Теилим» п. 25 (и «Тосафот» со слова «Истина», трактат «Брахот» 12а): «Если этот работник выполняет работу весь день и во время сна его душа старается для него, а утром она возвращается в тело как новое творение». Но, тем не менее, сон отличается от еды, питья и дыхания тем, что при этом человек пассивен, ничего не делает, и бывает отрицательное во сне тоже.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1779 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter