СБП. Дни Мошиаха! 7 Нисана 5784 г., второй день недели Мецора | 2024-04-15 01:47

Том 1, стр. 237

…создается из съеденной и переваренной пищи и жидкости, и воздух, которым человек дышит2. Таковы всем известные функции органов — пищевода и горла3.

И вот, хотя обе эти вещи — воздух и еда-питье — необходимы для жизни человека, тем не менее, они различаются в том, что еда и питье происходят только в определенное время.

И сказали наши благословенной памяти учителя (трактат «Йома» 75б): «В начале евреи были похожи на ковыряющихся в навозе куриц, пока не пришел Моше и не установил для них время для трапезы» [утром — манна, а вечером — перепела]. И пишет РАМБАМ («Законы об образе жизни» в начале гл. 4): «Никогда не должен человек кушать, пока не проголодается, и пить, пока не почувствует жажду».

Но это не так в отношении дыхания, которое постоянно (как обычно), как сказали наши учителя, что до семи дней4 человек может обходиться без еды и питья (РАМБАМ, «Законы от клятвах» 5:20), но если он не будет дышать, то вскоре умрет (см. комментарии на «Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» 17:32, респонсы Цемах-Цедека, раздел «Эвен а-эзер» п. 68-70 и в местах, которые упомянуты в «Сдей хемед», правила, п. 20, 100:108 — о том, сколько времени будет это «вскоре»).

Поэтому понятно, что так как с помощью еды и питья осуществляется функционирование тела и его связь с душой, то еда и напитки должны соответствовать этой цели. И еще — что их качество оказывает влияние на качество тела вообще и его связь с душой в частности. И как сказали наши благословенной памяти учителя об этом (трактат «Брахот» 44б): «Все сырые овощи делают цвет лица бледным и все не полностью выращенное замедляет рост. Живые существа служат пищей и помогают восстановить жизненную силу душу и то, что находится вблизи жизненно важных органов [кошерно зарезанного животного] восстанавливает жизненные силы». И сказали наши благословенной памяти мудрецы о причине запрета использовать в пищу хищных зверей и птиц, что это вызывает жестокость в сердце того, кто их ест (РАМБАН на Тору, «Ваикра» 11:11 и еще).

И еще: также пища, которая без мыслей и слов человека не стала бы запрещенной — как в случае, когда человек зарезывает животное как жертвоприношение для гор [во имя гор] (см. трактат «Хулин» 39б) и т.д. — он влияет на зарождение отрицательных черт характера у того, кто ест его. И как мы находим в случае с Элишей по прозвищу Ахер (букв. «другой) (мидраш «Рут раба» 3:13), мать которого, будучи беременной им, попробовала пищи идолопоклонников, и это привело к тому, что «Ахер» пошел по дурному пути.

И нельзя сказать, что у «Ахера» это было в качестве наказания, а не по рождению, ведь мать…

Примечания:
2) И нужно сказать, что в этом заключается смысл слов наших учителей («Бамидбар раба» в конце гл. 14): «За каждый вдох, который человек делает, он должен благодарить Творца» — наподобие благословения за еду и питье.
3) См. «Ликутей Тора» в конце объяснения «Пленила ты меня», что это также идея двойной благодарности от всего сердца.
4) В книге «Ор самеах» привел намек на это из трактата «Йома» (4б): «Очищение желудка от всякой еды и питья, чтобы походить на ангелов». И это странно, ведь там было отделение в течение шести дней, а не семи, как сказано («Шмот» 24:37) и согласно высказыванию наших учителей (там, 3:2), что это основа… и причина отдаления на шесть дней.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1821 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter