И вот, сказали наши благословенной памяти учителя (трактат «Гитин» 60б), что записанные вещи не разрешается повторять наизусть, и хотя РАМБАМ не приводит этого, но также есть мнение, что запрет есть только в том случае, когда другие люди исполняют свою обязанность, слыша произнесенные им слова.
— И см. РАМБАМ в «Законах о храмовой утвари» 6:7, а также Вавилонский (и Иерусалимский) Талмуд, трактат «Йома» 70а, «Таанит» 28а, «Тосафот» со слова «Дварим», «Тмура» 14б. И уже подробно писали об этом «Тур» и «Шулхан Арух» и их комментаторы в разделе «Образ жизни» п. 49. И в «Сдей Хемед» часть «Правила» 4:44 и «Край поля» 4:4 отметил последних законодателей, которые обсуждали это —
Но в «Шулхан Арухе», раздел «Образ жизни» п. 49 постановил, что запрещено произносить наизусть вещи, которые не на устах у всех.
И поэтому, когда учит наизусть вещи из Устной Торы, нет в отношении этого никаких сомнений.
4. Повторение Мишны — именно — наизусть.
И вот, хотя в общем вся идея Устной Торы заключается в постижении и понимании закона (только нужно также именно произносить эти слова, как сказано выше), и если сказал, но не понял, то это не засчитывается ему как учеба («Маген Авраам» к «Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» 50:2). Но не так в отношении Письменной Торы, когда даже невежда произносит благословение на Тору, хотя и не понимает даже простого смысла слов.
Тем не менее, есть разница в самом Талмуде между Мишной и тем, что после нее. И как пишет РАМБАМ в предисловии к «Комментарию на Мишну» так: «И были его слова в Мишне краткими и включающими в себя много идей и т.д. Однако все эти Барайты не сказаны по ассоциации в сравнении с Мишной и не исправлением ее идей и кратких слов и т.д. И все, что следует за этим и т.д. не обратил внимания, а только нужно вдуматься внимательно в слова Мишны и т.д. — см. там, где подобно написал — и отсюда понятно, что в Мишне главное это уточнение ее языка (только нужно, чтобы обязательно было понимание, как сказал «Маген Авраам») и соблюдение порядка слов, ведь в нее включено все сказанное в Барайте и т.д. И как сказал Ильфа (трактат «Таанит» 21а), что все Барайты рабби Хии и рабби Ошии имеют источник в Мишне. И более того, сказано в Иерусалимском Талмуде (трактат «Пеа» 2:4): Много законов были сказаны Моше на горе Синай и все они погружены в Мишне. И вторая часть Талмуда называется — вообще — комментарием на Мишну («Предисловие к Талмуду» р. Шмуэля а-Нагида), то есть его основная идея это понимание и объяснение смысла и т.д.
И поэтому понятно, что также повторение наизусть, идея которого, как было сказано выше, заключается в очищении воздуха с помощью произнесения вслух букв Торы — больше всего относится к Мишне, чем к Гемаре…