Среди этого особо упомянем о воздействии речи на собеседника.
И понятно, что позитивная речь оказывает положительное влияние на воздух, а негативная речь — отрицательное. И уже подробно писал об этом РАМБАМ, объясняя виды речи в своем комментарии на Мишну (в конце гл. 1 трактата «Авот»), что каждый, кто много говорит, умножает грех. И из его слов понятно — и это видно ясно — что отвратительные или запрещенные разговоры реже наблюдаются в синагогах или домах учения, и чаще — на рынках и улицах и т.д. Отсюда следует, что также и исправление в виде очищения воздуха приобретает особую значимость вне синагог или домов учения, хотя иногда также воздух в синагогах или домах учения также требуется очистить.
И понятно, что очищение воздуха также должно происходить с помощью таких вещей, которые оказывают на него влияние. И это позитивная речь, которая наносит отпечаток в воздухе и «воздух вытесняет воздух». И в частности — это осуществляется с помощью использования в разговоре слов Торы, о которых сказали наши благословенной памяти учителя (РАМБАМ, в конце «Законов о чтении Шма» на основании трактата «Брахот» 22а), что слова Торы не принимают ритуальной нечистоты, а навеки стоят в своей чистоте, как сказано (Ирмияу 23:29): «Ведь слово Мое подобно огню, — сказал Господь», — как огонь не принимает ритуальной нечистоты, так и слова Торы не принимают ритуальной нечистоты.
— И можно заметить из слов наших благословенной памяти учителей (трактат «Санедрин» 39а), что основное погружение — для того, чтобы очистить ритуально нечистое — происходит с помощью огня —
* * *
3. Повторение слов Торы именно наизусть.
И вот, произнесение слов Торы в синагоге и доме учения может быть как наизусть, так и по книге.
Хотя в любом случае, это должно быть именно вслух, как сказали наши благословенной памяти учителя (трактат «Эйрувин» 54а): «Открой свой рот и читай Писание, открой свой рот и читай Талмуд и т.д. Произноси их своими устами».
Но не так снаружи и на улицах, а по большинству мнений, также и на работе и т.д., где особенно требуется очищение воздуха, как понятно из сказанного выше. И это неудобное место, в котором также нет книг, чтобы учить по ним. Поэтому у каждого должны быть заученные им наизусть слова, чтобы их можно было повторять в любом месте, где разрешено [по закону] произносить слова Торы.