СБП. Дни Мошиаха! 25 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-05-03 07:36

Том 1, стр. 289

И это не только в общих именах — именах собственных — имя указывает на характерные особенности и природу вида, как сказали наши благословенной памяти учителя («Берейшит раба», гл. 17): «Сказал (Всевышний ангелам): „Умом он (человек) будет превосходить вас“. Привел Всевышний всех зверей, животных и птиц, а потом попросил ангелов назвать каждого из них, но оказалось, что те не в силах сделать это. Тогда Он показал их Адаму и спросил: „Как они называются?“ Ответил Адам: „Это — бык, а это — осел“ и т.д.». И объяснил РАМБАН («Берейшит» 2:19), что Всевышний проводил всех зверей и птиц (см. «Тосафот» со слов «Всех» и «Хулин» 66б) перед Адамом, который смог уловить характерные особенности разнообразных существ и назвать их имена. То есть, он назвал соответствующие их сути имена (и см. также Бехайе на эти слова Торы, ШЛО в конце предисловия «Храм», «Тания», раздел «Врата единства и веры» гл. 1 со слов «АРИ и т.д.», эссе «Я не войду в Небесный Иерусалим и т.д.» 5700 года — напечатан в брошюре 41 и еще). И это относится к именам собственным, так как толковали смысл имен в соответствии с сущностью того, кто назван этим именем. И первый пример четко и ясно приводится в Торе («Берейшит» 3:20): «И нарек Адам имя жене своей „Хава“, ибо она была и т.д.»

Более того: мы находим толкования имен даже в тех случаях, когда дающий им имя человек не имел этого в виду. И подобный пример приводится в Торе («Берейшит» 27:36): «Потому ли нарек ему имя Яаков, что обошел меня и т.д.» и повторяется у пророков (Шмуэль I 25:25): «Каково имя его, таков и он: Навал (подлец) — имя его, и подлость свойственна ему». И много подобного есть в словах наших благословенной памяти учителей.

И более этого: даже если захотите сказать, что нет доказательства из этих толкований наших учителей о приводимых в ТАНАХе именах, ведь о них можно привести причину их толкования — раз это имя приводится в Торе, то, несомненно, в нем заключается какой-нибудь намек и указание (и с помощью этого можно объяснить замечание МААРША в «Хидушей Агадот» к трактату «Йома» 83б).

Ведь мы находим («Йома» там), что р. Меир принимал во внимание имена людей, которые жили в его время [чтобы судить об их внутренних качествах]. И пример учителя доказал правоту р. Меира.

А то, что завершает там р. Меир, что у него есть опасение в отношении имени, так это оттого, что человек с определенным именем не обязан вести себя в соответствии с ним, ведь у него есть свобода выбора; только по своей природе он стремится к этому (наподобие того, что пишет РАМБАМ в начале «Фундаментальных законов Торы» и см. также «Законы о раскаянии» 5:4. А то, что сказано там в «Лехем Мишне» — это явно написано в начале восьмой главы «Восьми глав» РАМБАМа). И нужно сказать, что это также смысл мидраша («Берейшит раба», гл. 71): «Есть люди с некрасивыми именами, но их действия приятные и т.д.» Отсюда мы учим, что имя не обязывает человека вести себя так — по словам РАМБАМа — что заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому.

И много примеров этому мы находим в словах наших учителей, что имя не только указывает на характерные особенности человека, а также является причиной их возникновения. И как сказали наши учителя («Танхума» в конце гл. «Аазину»): «Человек всегда должен проверять имя, которым он хочет назвать своего сына… так как иногда имя является причиной добра, а иногда — зла». И в трактате «Йома» (38б): «Смотри, что произошло с ним» (то есть, это имя — а он был назван в честь злодея — ...

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1651 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter