СБП. Дни Мошиаха! 24 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-05-02 09:32

Том 1, стр. 288

…есть возможность по логике сказать, что слова Мишны „Акавия сын Меалалеля говорил“ имеют какое-то отношение к фразе „пятка молящегося, который служит Всевышнему, говорит“?!… И вот, хасидам недостаточно этого и они еще добавили остроту на остроте. Ведь Акавия и Меалалель это разные люди, а хасиды объяснили это так, как будто бы это один человек!»

Вторая группа тех, кто хочет оправдать каждого человека, «даже хасидов», сказали так: «Действительно, хотя изречение р. Борух-Мордехая было сказано только по ассоциации и у него нет никаких оснований — но ведь в беседе ясно сказано, что это только по ассоциации. И если лучшим проповедникам в синагогах было разрешено приводить подобные объяснения, то чем хуже их хасиды? И в частности, так как лежащая в основе этого высказывания идея довольно возвышенная: речь идет о важности служения сердцем и чувствами т.д.

Высказывание р. Борух-Мордехая вызвало удивление до такой степени, что даже среди людей нашего круга нашлись такие, кто начал возмущаться: «Почему распространяют в печати такие вещи, которые дают возможность противникам [хасидизма] препираться: „Смотрите, как хасиды добавили ‘еще’ одно объяснение, которое разум не может вынести и у которого нет источника в словах наших благословенной памяти учителей“».

* * *

И вот, нужно представить себе характер человека, которому принадлежит это высказывание, и тот контекст, при котором это произошло. Ведь раввин р. Борух-Мордехай был одним из гениев своего времени и будучи молодым человеком уже занимал должность — в дни Виленского гаона — главы йешивы в городе Вильно. И эту фразу по ассоциации он произнес в ответ своему родственнику — гению в открытой части Торы, противнику хасидизма и сыну противнику хасидизма. И он сказал это в присутствии городских гениев и ученых в Торе после того, как выслушал глубокий теоретический анализ.

Не остается вообще места для сомнения, что р. Борух-Мордехай мог ответить своему родственнику что-то по ассоциации или какое-то назидание не имея хорошего основания для этого в словах наших благословенной памяти учителей. И это основание было такое серьезное, что также и его родственник и все присутствующие люди должны были согласиться с ним. И в частности, так как в то время подавляющее большинство противников хасидизма придерживалось мнения, что проповедники в синагогах и читающие нотации люди делают это только для женщин и невежд в Торе, а ученые люди слушали их только в то время, когда у них болела голова и они не могли заниматься Торой. И во всех вещах они прежде всего спрашивали: «Каков источник этих слов и где есть на это намек в Торе?»

* * *

И вот, путь толкования имен — объяснять расположенные рядом слова как по смыслу имен, так и их сути того, кто им назван — очень часто встречающееся явление в Письменной и Устной Торе.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1324 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter