И в отношении этого мы обращаемся к Вам. Возьмите на себя — все или один из Вас, кто готов к этому, на основании Вашего выбора и мнения — эту важную работу. И как сказал мой уважаемый тесть и учитель Ребе ШЛИТА: «Просветительная деятельность в сфере еврейства всегда дает плоды, гарантировано, что она не пройдет бесследно».
И вот, подробности плана этой работы различаются в соответствии с условиями каждого места, но в общем они разделяются на эти три специализации:
1) Основание школы для девочек и девушек.
2) Основание «субботних встреч» для девочек.
3) Организации уроков — в форме курсов или дружеских бесед — с целью воспитать за короткое время вожатых для «субботних встреч», которые выступают и проводят пропаганду среди девочек и девушек, включая тех, кто может взять на себя часть этой работы по всем этим специализациям.
Опыт здесь показал, что можно надеяться на оказание влияния на самые широкие круги и очень малое сопротивление, если как было сказано выше, все будет сделано без примеси какого-то пристрастия или «бизнес-подхода», даже из области святости или даже с сопровождением. Ведь и здесь «Центр по вопросам воспитания» является автономной организацией.
И вот, нет необходимости заниматься пробуждением для работы в этой специализации, для Вас и всех намерений. И я хочу сделать только несколько замечаний:
В «Мехильте» сказано — как приводит РАШИ в комментариях на Тору, гл. «Шмот» (19:3) — что Всевышний сначала упомянул дом Яакова — женщин, а потом сынов Израиля — мужчин. И в «Шмот раба» в начале гл. 28 приводится причина этого, что они (женщины) более расторопные в исполнении заповедей. Есть еще одно объяснение, что это было сделано для того, чтобы они руководили домом по Торе. И см. об этом беседу моего уважаемого тестя и учителя Ребе ШЛИТА в Риге в 5694 году1.
И также в отношении награды сказали наши учителя в трактате «Брахот» (17а), что Всевышний дал большее обещание женщинам, чем мужчинам.
И в частности в наше время, когда слышны шаги Мошиаха, основное служение это благотворительность, как сказано об этом в «Святом послании» п. 9 и что еврейский народ освобождается из изгнания только благодаря благотворительности. И сказали наши учителя («Таанит» 23б), что в этом проявляется преимущество женщин, которые давали беднякам хлеб, тогда как мужчины давали только деньги.
И можно так объяснить эти слова в трактате «Таанит» для нашего служения: форма работы с ближним — и также с его самой животной душой — может быть двойственной.
Примечание:
1) «Ликутей Дибурим» в конце части 3.