И нужно учитывать, что один из результатов его болезни это то, что он не может выйти из под власти «старого и глупого царя» (злое начало), поэтому нет другого выхода из-за любви к ближнему, а только внести лекарство в эту область и найти способ, чтобы оно проникло внутрь больного. И тогда оно несомненно окажет свое действие, ведь если малое количество света способно прогнать большую темноту, то тем более много света. И если невозможно по-другому, то не рассказывают больному, что ему дают что-то для излечения от болезни и возможно, что ему покажется, что дают сладости в соответствии с его восприятием в данный момент. И пример понятен, и нет необходимости объяснять это подробнее.
Понятно, что после всего вышесказанного можно только сожалеть об учениках больного, но не будет хорошо, если они оставят своего учителя в таком состоянии… И Всевышний удостоит Вас и пошлет успех быть посланником для того, чтобы сообщить добрые вести во всем вышесказанном и благодарю за это заранее.
С благословением.
№3318
С Б-жьей помощью
1-й день новомесячья Адара, 5715 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек... р. Гад1 из Иерусалима
Мир и благословение!
Мне было приятно получить Ваше письмо от 24 Тевета (день вознесения Алтер Ребе, автора книги «Тания» и «Шулхан Аруха»), а также Вашу книгу «Путь судьи в Иерусалиме» и благодарю за этот подарок.
Как мне кажется, я уже писал2 Вам несколько важно и ценно записывать воспоминания прошлых дней, особенно в нашем поколении, когда есть течение [отрицающих Катастрофу], представители которого говорят, что история начинается сейчас. И не важно, что было раньше. Иные отрицают детали, а иные — вообще весь исторический период, говоря, кому это нужно?, Кому (говорят они) нужно это прошлое и эти ранящие воспоминания...
Примечания:
1) Фрумкин. Другие письма к нему — выше, том 9, письмо №2817 и в примечаниях к нему.
2) Выше, том 8, письмо №2393.