№3387
1С Б-жьей помощью, 5 Нисана, 5715 года
Бруклин.
Раввину и хасиду, богобоязненному человеку.. р. Хаим-Менахем-Шломо2
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 28 Адара… что касается Вашего замечания о сборнике вопросов и ответов Цемах-Цедека, раздел «Йорэ деа» п. 204, где он постановил, что если есть сомнение в случае, когда человек родился до захода солнца или после захода солнца, то так как не было видно звезд на небе в то время, когда он родился, это считается днем. И Вы возражаете — ведь по мнению Алтер Ребе в его молитвеннике сумерки начинаются после полного захода солнца, а через тот промежуток времени, за [который можно пройти] три четверти мили, наступает безусловно ночь. И тогда нет никакой разницы для этого мнения в том, видят ли звезды.
Но как бы не объяснили Барайту, где сказано «одна звезда — день, две звезды — сумерки и т.д.» — только ли это по мнению р. Йоси или также р. Йеуды (и уже обсуждали этот вопрос во многих книгах, и здесь не место), то если не видно никаких звезд на небе, то есть ни одной и даже не большой — это еще день (а еще не заход солнца). И поэтому не говорили подробно законоучителя об этом, как сказано в книге, которую он приводит в данном сборнике. И из-за этого невозможны разногласия между р. Йеудой и р. Йоси, ведь благодаря тому, что не видны никакие звезды, решается сомнение, был ли заход солнца, или нет (когда гора или облако заслоняет его на востоке).
С благословением,
М. Шнеерсон
Примечания:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 11, стр. 247 и полностью в начале книги «Орот Хаим».
2 Друк.