Что касается посещения кладбища, то хоть и упомянуто это в книгах, но я не видел, что мой тесть и учитель вел бы себя так. Возможно, одна из причин этого в том, что в этот день невозможно окунуться перед этим в микву и наподобие этому я нашел в комментариях на раздел «Орах хаим» п. 559 раввина-праведника из Мункач. А то, что он пишет там о тех, кто ходит снаружи, то и такого поведения я не видел у своего тестя. И нужно выяснить это также по сказанному в нескольких местах о том, что даже посредством взгляда на кладбище происходят какая-то связь и поэтому это также можно сопоставить с тем, что человек не окунается в микву…
С благословением и привет всем друзьям.
№3694
С Б-жьей помощью
3 Менахем-Ава 5711 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на письмо от 29 Тамуза (и удивительно, что многие хабадники, которых я побуждаю множество раз, — что в частности при просьбе о благословении нужно сообщить о каналах и сосудах для привлечения благословения Всевышнего. И если по какой-то причине не хотят писать об этом – но что касается практического действия нужно прибавить в этом, как подчеркивается в словах «дожди благословения»1, что для действия дождя и в особенности для успеха нужно перед этим вспахать и засеять землю, а после дождя произвести еще некоторые действия. И дальнейшие объяснения в этом излишни. И также Вы в своем письме не упоминаете об этом и не пишете о своей деятельности по распространению источников хасидизма).
Что касается Вашего сообщения о желании поехать на какое-то время на море для поддержки здоровья, то это правильно. И да будет угодно, чтобы был успех во все этом. И чтобы были также посланником исполнения заповеди, то (несомненно) будете там заниматься укреплением иудаизма и его распространением, ведь не может быть, чтобы там не было евреев. И есть гарантия, что наши старания не проходят бесследно.
С благословением на добрые вести во всем вышесказанном.
М. Шнеерсон
Примечание:
1) См. также выше, письмо 3457 и в примечаниях к нему.