Таким образом, ребенок, даже если он не достиг интеллектуальной зрелости, не прыгнет в огонь. Действительно, издалека он чувствует, что ощущение жара ему неприятно и этого достаточно, чтобы не приближаться к огню. Это не продуманная реакция, а естественный поступок.
Вообще говоря, любая концепция открытой части Торы объясняется еще глубже ее тайной части. Точно также любая идея хасидизма находит свое соответствие в открытой части Торы, которая действительно говорит в этом отношении о звере, который сошёл с ума1.
По этому поводу см. «Авот рабби Натана» в главе 16 и трактате «Баба Кама» 62б.
3) Вы пишете о причине и цели наказаний Торы. В хасидизме объясняется, что их цель — устранить дефект, вызванный грехом.
Этот дефект касается человека, совершившего грех, и всего, что с ним связано, а также того влияния, которое он оказывает на окружающих. Следовательно, исправление также должно быть совершено в этих двух областях.
Второй вид возмещения в цитируемых Вами отрывках звучит «чтобы могли слышать и видеть»2. См. об этом примечание в главе 24 книги «Тания» и «Ликутей Тора» глава «Бамидбар», страницы 25в и 86б.
4) Вы стремитесь примирить мнения первых еврейских исследователей относительно ангелов, есть ли у них тело? В самом деле, Вы утверждаете, что все придерживаются одного и того же мнения (что у ангелов есть тело) и расходятся только в определении тела.
Нельзя считать, что в этом вопросе нет разногласий. Действительно, согласно одному мнению, ангелы вписаны в измерение пространства, как подробно объясняется в «Ликутей Тора» в первом хасидском эссе под названием «Песнь обновления». Согласно второму мнению, у некоторых не может быть никакой разницы между телом и разумом, так что они являются «отдельными интеллектами». См. по этому поводу у РАМБАМа в «Законах основ Торы» 2:3 и комментарии там.
Вы представляете, что у них может быть более высокое тело. Это не соответствует тому, что сказано там в п. 5, а также в «Путеводителе заблудших», том 2, глава 3. Этот вопрос также задается в книге «Цафнат Паанеах» по Йерусалимскому Талмуду, глава 2 трактата «Хагига», закон 4.
По случаю приближающегося нового года для нас и всего еврейского народа на благо и благословение, я посылаю свое благословение Вам и всем Вашим быть записанными и запечатанными на хороший и сладкий год в материальном и духовном смысле.
С благословением.
Примечания:
1) И он тогда может прыгнуть в огонь, чего не произошло, если бы он был нормальным, хотя зверь не способен рассуждать.
2) Чтобы показать пример.