№4012
1С Б-жьей помощью
5 Тевета, 5716 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 23 Кислева, в котором спрашиваете о том, начать ли молиться по обычаю АРИЗАЛа. И, несомненно, Вы имеете в виду не обычай хасидских общин Восточной Европы («нусах сфарад»), а обычай АРИЗАЛа, как объяснил его Алтер Ребе.
И вот, нет необходимости объяснять достоинства этого обычая, и это немного объясняется в предисловии к «Шаар а-Колель», напечатанном вместе с молитвенником Алтер Ребе — автором книги «Тания» и «Шулхан Арух», что в соответствии с традицией Алтер Ребе упорядочил его на основании шестидесяти различных молитвенников и обычаев. Но Вы должны знать, что на основании объяснения в сборнике вопросов и ответов «Бейт а-Йоцер» и «Минхат Элиэзер» часть 1, можно изменить с ашкеназского обычая на сефардский и с него самого на обычай АРИЗАЛа, но не наоборот. Это значит, что если Вы примете решение молиться по обычаю АРИЗАЛа, то это должно быть при условии, что Вы будете всегда делать так. И, поэтому, задумайтесь, является ли Ваше решение окончательным. И тогда исполните на благо свое сердечное желание — молиться по обычаю Алтер Ребе, главы еврейского народа, и будет Вам благословение.
Что касается Вашего вопроса, как упорядочить свою учебу и разделить ее в течение дня, нужно обсудить это с нашими собратьями-хасидами на месте, рассказать им подробно о своих знаниях и занятости до сих пор, а они дадут указание.
Что касается того, что Вы пишете по поводу того, что «разделит человек на три части и т.д.» — см. об этом комментаторов к Талмуду на это место. А что касается практического поведения — см. «Законы изучения Торы» Алтер Ребе, гл. 2.
Несомненно, Вы слышали о трех уроках, равнозначных для каждой души, из указаний моего тестя и учителя… по Пятикнижию, Псалмам и книге «Тания» и изучаете их и, по крайней мере, начните изучать их с настоящего времени.
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА,
секретарь.
Примечание:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 19, стр. 455 и дополнено по копии из секретариата.