...МААРАШа, почему хасиды так долго молятся. Ребе ответил, напомнив о разногласиях, направленных на определение того, достигает ли молитва половины1 или всего. Поэтому мы долго молимся, чтобы одной половины действительно было достаточно2.
Вы обязательно организуете хасидское застолье в день поднятия души (10 Швата) соответствующим образом. Да будет угодно, чтобы это было успешно.
С благословением.
М. Шнеерсон
№4095
С Б-жьей помощью
6 Швата, 5716 года
Бруклин, Нью-Йорк
Руководству йешивы «Томхей-Тмимим» в Лоде, да пребудет с Вами Б-г
Мир и благословение!
На всякий случай подтверждаю, что получил Ваши письма от 27, 28 и 30 Кислева, 4, 13, 14, 20, 21, 24 и 28 Тевета со всем, что в них содержится.
1) Огорчительно читать обсуждения, которые появляются в протоколе3. Это относится к формальным вещам, а на кону стоят интересы учеников. Так какое же дело тогда до законов людей, по которым «уста, произнесшие запрет, должны и разрешить»? Несколько строк протокола, кажется, указывают на то, что некоторые люди знают обо всем этом. Однако ситуация не меняется.
2) Вы говорите о новых зданиях для йешивы. По моему мнению, учреждения и здания ХАБАДа должны находиться, насколько это возможно, в Кфар-Хабаде4.
Примечания:
1) Остальное зависит от Б-га.
2) Ребе отмечает внизу страницы: Возможно, можно предложить следующее объяснение. Удлинение молитвы позволяет достичь более высокой ступени, низшая часть которой несет в себе все последующие ступени, как говорится в книге «Тания» в конце главы 13. Эта половина вызывает разделение между Арих Анпин и Атик Йомин, которые являются нижней и верхней половиной Кетер, короны, нависающей над объединением миров. И нельзя возразить, что молитва первосвященника была короткой, ибо она сравнима с окончанием буквы «йуд» или даже с точкой, поставленной над этой буквой. См. мидраш «Ваикра раба» 10:5 и трактат «Брахот», 32б и 34a.
3) Заседания исполкома йешивы.
4) См. по этому поводу письмо 4037.