И хотя известно высказывание из книги «Зоар» и объясняется в различных книгах по хасидизму, среди которых святая книга «Тания», что Тора без страха и любви [ко Всевышнему] не поднимается ввысь, мы видим явно, что подобное поведение, то есть — рассказывать идеи нашей Торы, учения жизни, всем приходящим с вопросами евреям и объяснять их в приятной форме, посредством приближения, приблизило в конце концов всех слушателей (хотя, разумеется, не всех слушателей в одинаковой степени). И см. также «Законы изучения Торы» Алтер Ребе — автора книги «Тания» и «Шулхан Арух» — глава 4, п. 3 в заключительном трактате, где сказано так: «И нужно сказать, что раввин должен принимать их…» см. там. В особенности относительно идей Торы, которые распространены, но их не знают досконально и поэтому объяснят их неправильно и приходят к противоположному истине объяснению.
Я чувствую в Вашем письме, что вышесказанное удивление разделяют также многие Ваши друзья, поэтому прошу Вас передать и им содержание этого письма и главное — пробудить их и объяснить им, что:
Многие наши еврейские братья тонут в огромном море невежества и это единственная причина того, что некоторые из них не остерегаются выполнять заповеди на практике. И о каждом, у которого есть возможность сделать что-то в этой области, но он прячется в свое личное пространство и объясняет себе, что именно он прав, а они… уже было объяснено в святой книге «Зоар» в известных местах о разнице между поведением Моше-рабейну после дарования Торы — и поведением Ноаха1, который был перед дарованием Торы. И на самом деле нет необходимости в объяснении этого из книги «Зоар», а тем более тогда, когда речь идет о спасении тела, как если кто-то шел бы по берегу реки и увидел тонущего еврея — несомненно он бы прервал свою учебу делал все возможное для спасения утопающего и не спрашивал бы его, накладывает ли он тфиллин каждый день или нет… И если так говорится о спасении тела, то тем более это актуально в случае спасения души.
И еще нужно добавить, что даже если захотите сказать, что есть сомнение, изменит ли выслушавший свое поведение, когда с ним будут учить Тору, то кому позволено выносить обвинительный приговор человеку, что дескать он не вернется ко Всевышнему, не дай Б-г. И по крайней мере есть тут сомнение и тень сомнения. И закон «Шулхан Арух» таков, что вопросы опасности для жизни отодвигают все — даже если есть сомнение или тень сомнения. И это написано в том самом «Шулхан Арухе», где сказано также о накладывании тфиллин…
И да будет угодно, чтобы нашли подходящие слова для объяснения своим друзьям всего этого, чтобы они изменили свое нынешнее поведение. И исполнятся слова мудрецов, что когда все собирают, нужно распространять, распространять источники хасидизма, слова Б-га живого, чтобы они достигли самого края.
С благословением на добрые вести во всем вышесказанном.
М. Шнеерсон
Примечание:
1) См. также выше, том 11 письмо №3559.