Дай Б-г, чтобы очень скоро я получил от Вас хорошие новости обо всем, что только что было сказано.
С благословением.
№4280*
С Б-жьей помощью
1 Ияра, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Зеэв-Цви Вебер1 из Иерусалима
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо от новомесячья Адар и предшествовавшее ему письмо, отправка которого была отложена. Вы, несомненно, воспользовались благоприятными днями и праздниками, чтобы вселить в своих учеников дух страха и любви к Б-гу, чтобы вести их по пути хасидизма и его обычаям. Дай Б-г Вам успехов.
К письму прилагается чек на личные расходы.
С благословением сообщить хорошие новости, от имени Ребе ШЛИТА, секретарь
Что касается Ваших комментариев:
1) Вы проводите различие между словами наших мудрецов, фигурирующими в трактате «Бава Меция» 86б и в мидраше «Берейшит раба» 50:2. По некоторым данным, Лот был спасен2 ангелом Михаэлем, по другим данным, ангелом Рафаэлем.
Однако мы можем сравнить это различие с двумя другими мнениями, высказанными нашими мудрецами. Согласно первому, Лот был праведником, и именно Михаэль предлагает души праведников Б-гу (в частности, согласно трактату «Хагига» 12б, «Зоар» I 107б и мидрашу, цитируемому РАШИ в своем комментарии к стихам 19:17).
Согласно второму мнению, Лот был грешником. Таким образом, он связан с Рафаэлем3, потому что раскаяние вызывает исцеление, как подчеркивается в «Зоар» II 147а. Также РАШИ объясняет в своем комментарии, что Лот был нечестивцем и что Рафаэль спас его.
2) Вы говорите, что стих «Они вывели его»4 относится именно к ангелу, созданному заповедью Лота5.
Невозможно выдвинуть такое толкование, потому что в этом стихе действительно говорится о двух ангелах с определенным артиклем6.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 3852.
2) В Содоме.
3) Этимологически ангел исцеления.
4) Чтобы спасти его.
5) Гостеприимство.
6) То есть два, которые мы знаем и которые были упомянуты ранее, но не тот, который только что был создан действием Лота.