№5039
С Б-жьей помощью
15 Тевета, 5717 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Йехиэль-Михл-Йеуда-Лейб Залманов1 из Бней-Брака
Мир и благословение!
Я с удовольствием получил письмо от исхода субботы, в котором Вы описываете мне в общих чертах праздник светлого дня нашего избавления и свободы наших душ2. Ваши друзья также приняли участие, и Вы передали им то, что я написал Вам и что касается каждого из них3.
Я просил, чтобы Вам и подобным хасидам сообщили о необходимости давать от моего имени ханукальные деньги4 своим друзьям, которые изучают хасидизм, углубляясь в его комментарии.
Конечно, речь не шла о том, чтобы подвергнуть других учеников бойкоту, чего не дай Б-г. Однако связь сильнее с теми, кто изучает хасидизм. Действительно, в книге «Тания» определяется в начале главы 5 «чудесное единение, с которым не сравнится никакое другое»5. В результате те, кто посвящен тому же изучению, что и я, достигают этого единства не только через само изучение, но и между всеми, кто его разделяет.
В этом смысле глубокое учение Торы обладает особым достоинством, как подробно объясняется в другом месте. Причина в следующем. Это учение не имеет глубокого измерения и другого, внешнего, вторичного аспекта, так как оно имеет дело с божественным...
[Не то же самое для открытой части Торы (и, тем более, для другой мудрости, светской науки), где говорится, например, что кто-то держит одежду6. Однако в этом отношении есть и духовное измерение, которое определяется различными текстами7. Таким образом, сама учёба не достигает тотального единства и не устанавливает его между учениками, как это совершенно очевидно].
Без сомнения, Вы удовлетворите мою просьбу, насколько это возможно, и расскажете мне, к чему это привело. Пусть Всевышний удостоит Вас сообщить...
Примечания:
1) См. по этому поводу письма 4282 и 5302.
2) 19 Кислева, праздник освобождения Алтер Ребе из царских тюрем.
3) Такое же письмо было отправлено раву Шалом-Лейбу Лерману. См. по этому поводу письма 3818 и 3890.
4) См. по этому поводу письмо 4897.
5) В результате изучения Торы.
6) «Два человека схватили одежду», которую они только что нашли, и каждый заявляет о своей собственности на нее, согласно началу трактата «Баба Меция».
7) Но, что не появляется, даже намеком, в открытой части Торы.