И, когда дело доходит до огорчения, вред часто наносится непредоставлением правдивой и полной информации о том, что произошло. Из этого следует, что, если по какой-либо причине эти вырезки из прессы еще не были отправлены, следует восполнить этот недостаток в ответе на это письмо.
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
№5134
[18 Швата 5717 года]
С опозданием я получил Ваше письмо, к которому были приложены корректуры Вашей статьи о мире, когда он был еще покрыт водой, и к тайне субботнего и юбилейного годов.
Я отвечаю на него кратко, насколько позволяет мне мое время, тем более что объяснение по этому вопросу, которое уместно, должно быть очень длинным, так как Вы коснулись в этой статье нескольких существенных моментов:
1) Что касается сотворения мира и того, что об этом говорят наши мудрецы, например то, что Вы цитируете о периоде, когда мир был покрыт водой, то необходимо сослаться на труды каббалы. Некоторые люди ошибаются, думая, что они могут интерпретировать эти факты по своему усмотрению, поскольку они не имеют никакого отношения к еврейскому закону, как это решено в «Шулхан Арухе».
Это верно при комментировании стиха, объяснения или анализа наших мудрецов. Если этот комментарий основан на страхе перед Б-гом, он явно не противоречит нашей вере. Затем его можно сформулировать без оспаривания.
То же самое неверно при описании события, которое действительно произошло, даже если оно относится к прошлому и не имеет отношения к еврейскому закону. На самом деле, это должно было произойти так и никак иначе.
Если есть какие-либо сомнения или разногласия, у нас также есть правила для устранения сомнений и установления еврейского закона. Книги, посвященные этой части Торы, уточняют все это. Общая и центральная идея состоит в следующем. Во всем, что касается каббалы, сохраняется мнение АРИЗАЛа, а не мнение его предшественников. Это знают и новички в изучении каббалы.