СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 00:18

Том 16, стр. 366

...в своем письме по поводу стиха [«Бамидбар» 14:9]: «Отступила их сень от них». Не то же самое для праведников, покинувших этот мир, и поэтому только в этом случае упоминаются их заслуги. И поэтому этот термин следует толковать в том смысле, который он получает1 в трактате «Сота» (3:4). Однако в данном случае это также заслуга заповеди2, см. там.

По этому поводу прилагаю недавно изданную брошюру по случаю субботы главы «Помни» и только что прошедших дней Пурима. Наверняка у Вас есть постоянное время для изучения внутренней части Торы, так как Вам, наверняка, известны слова АРИЗАЛа, переданными его учеником рабби Хаимом Виталом, во введении к его книге «Врата предисловий», согласно которым «есть заповедь в этих поколениях открывать данную мудрость». Учителя более поздних времен показали, насколько необходима эта учёба. См. об этом «Святые послания» Алтер Ребе (автора книги «Тания» и «Шулхан Аруха») в главе 26 и брошюру «Эц Хаим» его праправнука, Ребе РАШАБа.

С уважением и благословением.

М. Шнеерсон

Собственно вопрос, который следует задать по поводу фразы «чьи заслуги нас защитят», на самом деле следующий. Зачем устанавливать связь между заслугой и праведником, говорить, что она таким образом защищает? Разве не объясняется, что отец не наделяет сына заслугами? Конечно, «Тосафот» (в трактате «Сота» 10б) приводят первое объяснение, согласно которому это относится только к греху идолопоклонства. Как писал Ребе РАШАБ в своем завещании «Воспитание отрока»: «Имеющий глаза поймет значение выражения: „Отец не спасает сына“. Он увидит, что это относится к тому, что отец делает для себя, а не для своего сына, что, следовательно, не имеет для него никакой пользы. Это не так в том, как сын спасает отца или даже в том, что он совершает в личном качестве, без намерения воздать заслуги своему отцу, но только как доброе дело, следуя по пути, который указал Всевышний, как предписано всему Израилю в нашей святой Торе, выполняя каждое действие со скрупулезностью. В таком случае каждый положительный поступок сына эффективно спасает отца от ада, вводит его в рай. Как сказано в молитве: „Он помнит благословения отцов“. Это значит, что Он помнит завет, который Он заключил с нашими предками».

Поэтому отцу необходимо молиться или действовать за своего сына. Обратитесь, в частности, к определению заслуг отцов, которое содержится в трактате «Шабат» 55а, мидраше «Ваикра раба» 36:6, Иерусалимский Талмуд, трактат «Санедрин» 10:1 и др.

Тогда выходит, что выражение «память о нем будет благословением навеки», можно применить к каждому праведнику (согласно сказанному в «Сефер хасидим» гл. 980 и в комментариях там). С другой стороны, выражение «чьи заслуги защитят нас» относится к праведникам, наставникам Израиля или учителям Торы, которые обучают ей всех. О тех, кто говорит об их учении, изучает его, следует их путям и обычаям, сказано: «Ваши дети — ученики». Все это очевидно и этот момент здесь не будет развиваться.

Примечания:
1) Согласно которому эффект проверки подозреваемой в неверности женщины задерживается, когда она обладает заслугой Торы.
2) А не только Торы.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 517 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter