№6386
С Б-жьей помощью
13 Тамуза, 5718 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Йехезкель Артман (С.-Луис)
Мир и благословение!
После очень долгого перерыва было получено Ваше письмо от кануна 12 Тамуза, праздника освобождения моего уважаемого тестя и учителя…
Вы жалуетесь на обычай у достигших совершеннолетия девочек (бат-мицва), который в последнее время проник в среду религиозных евреев, и дело дошло до того, что его практически нельзя изменить. Только вопрос в том, каким образом лучше всего сделать это, и Вы упоминаете, что принято делать это в пятницу вечером, и видимо имеете в виду канун субботы.
И если я только мог — в этой стране — то я бы отменил это время изначально, ведь мы сожалеем о проведении бар-мицвы в субботу ради чтения Торы. И известно, какие проблемы возникают из-за этого, вплоть до прилюдного нарушения святости субботы. И это называют вступлением еврея в возраст принятия ярма Торы и заповедей! И как можно предположить, что даже если скажете, что в определенных случаях это не приведет к нарушению святости субботы, не дай Б-г, но во время празднования чего-либо вечером в субботу или днем есть большое опаснение в этом, хотя Вы и уверены, что этого не произойдет в это время и в этом месте. Но это не так, когда речь идет об этом же месте в ближайшем будущем, а тем более о других местах, ведь при этом есть большое сомнение. И это все очевидно для понимания. И я уже обсуждал это с несколькими раввинами в отношении к обычаям в их синагогах, что они должны постараться со всеми силами проводить бар-мицву по этой причине не в субботу, а в будние дни.
Также понятно, что нужно постараться со всеми силами, чтобы это не было в воскресенье, ведь достаточно уже позора и гнева из-за многих вещей в еврейском народе, которые откладывают на этот день даже по причине того, что в этот день народ свободен от своей работы и бизнеса. Но ведь с помощью этого походя придается какое-то значение их [нееврейскому] празднику, не дай Б-г. Только, видимо, в настоящее время это является таким запретом, который большинство населения здесь еще не могут принять. И у них есть большая заслуга в том, что они уже забыли о том [нееврейском] празднике в этот день…