№267
С Б-жьей помощью
1 Адара 5707 года
Доктор А. Гильман
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваше письмо от 13 Хешвана.
Я прочел его один раз и еще раз, но не могу согласиться с тем разделением на группы, которое Вы сделали, так как оно не соответствует точке зрения еврейского закона вообще и сказанному в книге «Тания» глава 32 в частности.
В еврейском законе главной проверкой является не суть самого греха, а его мотивация: произошло ли это для получения наслаждения и случайно, или чтобы рассердить и постоянно.
Пример этому в наше время: если человек говорит правду, что есть единый Б-г (и разумеется выполняет он все заповеди Торы), но говорит, что Он не один, а есть первичная материя предшествующая Ему из которой Он создал мир, то это еретик, или идолопоклонник. (И нужно разобраться немного по сказанному в «Путеводитель заблудших» часть 2 откуда следует, что это не тот случай, когда человек признает две власти). Но на языке улицы, он не называется «выкрест», а лучше его. Хотя называют его «выкрест», тот, кто записался неевреем не дай Б-г ради выгоды а потом жил пустой жизнью для удовольствия, так как не было никого, кто бы порицал его и побуждал исправить свои грехи. Для источников этому см. РАМБАМ «Законы о раскаянии» гл. 3 и в комментариях как сказано там и в других местах как было написано в моем первом письме. Еще пример когда есть перед ним разрешенное и запрещенное и ел запрещенное, можно ему одалживать под процент (как нееврею, прим. пер.).
Тот, которого взяли в плен еще ребенком среди неевреев и не знает он совсем еврейской традиции и Торы, —такому запрещено одалживать под процент («Йорэ Деа» 59) и спорят с этим по посторонним причинам.
Что же касается сказанного в книге «Тания», если использовать термины из Вашего письма и разделить именно на три группы, то это будет так:
1) Те, любить которых это заповедь и нет…