...участие должно быть только добровольным, без какого-либо принуждения или давления. Ведь иначе это будет противоположно [желаемому] намерению. И по вполне понятной причине я не хочу писать об этом ещё раз.
Конечно, вы видели четвертую часть брошюры «Любавичи», в которой содержится ответ на ранее заданный Вами вопрос1 об объяснении практики изучения Мишны наизусть в соответствии с раскрытой частью Торы. Он включает дополнительные примечания и дополнения помимо того, что я написал Вам ранее.
Можно добавить2 еще одно замечание — в соответствии с хасидизмом — в отношении концепции, по которой Мошиах будет судить с помощью своего обоняния, согласно объяснениям в «Ликутей Тора», в эссе под названием «Нужно понять идею переходов» (см. также введение в толкования на книгу «Зоар»). Там также объясняется, что пророчество: «[Он не будет судить] по тому, что видят его глаза или слышат его уши», относится к атрибутам мудрости и понимания (которые относятся) к еде и питью. Запах, напротив, относится к ветру и воздуху.
Отметим также утверждение в книге «Зоар» II 78а, цитируемое в «Ликутей Тора», что король Шломо также судил без свидетелей и предупреждений. Это понятие также приведено в начале «Шир а-Ширим раба» и в Талмуде («Рош а-Шана» 21б), хотя Таргум, похоже, не согласен с его точкой зрения.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Исполнительный директор
№183
3С Б-жьей помощью
первый день недели, 7 Швата, 5705 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Эфраим-Элиэзер4, коэн
Мир и благословение!
В продолжение моего письма от 5 Тевета5, которое без всякого сомнения прибыло вовремя.
Примечания:
1) Как выше, том 1 письмо №132.
2) О том, что пишется там в конце: «Дух... и будет судить по нюху».
3) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 11, стр. 350 и дополнено по фотокопии письма.
4) Яллес. Другие письма к нему — выше, письмо №176 и в примечаниях там.
5) Как выше там.