Пример этому: рабочий получает в виде оплаты хлеб и одежду. Ученик служит своему учителю, и тот взамен обучает его мудрости. Ученик служит своему учителю, и тот учит его, в чем состоит цель его сотворения и по этому пути он должен идти, чтобы достичь цели своей жизни.
Так как духовное выше материального, а вечное блаженство выше двух последних, ясно, что обучение мудрости выше платы хлебом и одеждой, а указание путей достижения вечной жизни — еще выше.
Есть множество ступеней добра. Одни из них нам известны, а другие — нет1. Общее в них то, что тело или душа получают наслаждение от них или с их помощью. И так как душа и тело, как и все сотворенное, ограничены, то ограничено и их наслаждение, а также и вознаграждение.
Выше всего этого — когда человек исполняет веления своего Творца и становится все более тонким и совершенным, ибо исполненная заповедь соединяет его с Повелевшим заповеди. Творец человека бесконечен и неограничен, и нет ничего выше, чем соединение творения с Творцом. Таким образом, само исполнение заповедей есть самое высшее вознаграждение, как сказали наши мудрецы: вознаграждением за исполнение заповеди служит сама заповедь2.
* * *
Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству. Он указан в Торе, веления которой охватывают всю человеческую жизнь, с момента рождения и в течение всей жизни.
Ясно также, что совершенство творения происходит в той форме как оно воспринимает его в соответствии с целью его сотворения.
И вот3, цель же сотворения мира вообще и человека в частности в том, что «возжелал4 Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних (мирах)». Это означает достижение такого положения, когда нижние творения (нижние по своему качеству и ступени, ибо для Б-га нет верха и низа…
1) См. «Комментарий на Мишну» РАМБАМа, где он подробно пишет об этом.
2) Более подробно об этом см. письмо моего уважаемого тестя и учителя, Ребе ШЛИТА1, напечатанное в брошюре «а-Томим» часть 1, стр. 25.
3) «Тания», гл. 36. А то, что сказано в книге «Зоар» (II 42б) и в «Эц Хаим» (в начале) в другой форме — см. об этом эссе «Голени его — столбы мраморные» 5702 г.
4) «Танхума», гл. «Насо» 16. Примечание:
1) Напечатано в «Святых письмах» Ребе РАЯЦа том 10, письмо №3720. И см. «Ликутей Сихот» том 6, стр. 30 и далее.