…этой Мишны, что «люди занимаются куплей-продажей, а только после пробуждения мертвых встанут раздетыми и т.д., однако в грядущем мире (который по мнению РАМБАМа будет только для душ и наступит после пробуждения мертвых) забудут об этом полностью». И поэтому я отвечу по моему мнению о подобных вопросах и по порядку их важности — сначала на второй, а затем на первый:
1. Почему необходимо, чтобы при пробуждении мертвых (после пришествия Мошиаха) восстали души вместе с физическими телами, и какое в этом преимущество для человека?1
Для этого сначала нужно рассмотреть, что собой представляет пробуждение из мертвых, тогда будет понятно, почему душа должна пробудиться вместе с телом.
В пробуждении мертвых в жизни человека есть два аспекта: 1) ступень достижения человечеством совершенства и 2) ступень получения вознаграждения за жизнь, соответствовавшую Желанию Б-га.
* * *
На самом деле эти два аспекта — одно. Человек (а также и все творения) был сотворен так, что он восходят от ступени к ступени по лестнице совершенства. Человеку заповедано стараться достичь этого (с помощью Торы и заповедей). Когда же человек приближается к возможному для него лично совершенству в результате работы над собой и служения Б-гу, ему помогают свыше, дабы он мог достичь и тех ступеней, которые превышают его возможности. И на это намекнули наши мудрецы («Йома» 39а): «Когда человек освящает себя немного в этом мире, ему помогают освятить себя в большей степени в мире грядущем».
А на языке книги «Зоар» согласно выражению, используемому хасидизмом ХАБАДа: пробуждение сверху (со стороны Б-га) вызывает пробуждение снизу (со стороны человека), а в результате пробуждения снизу приходит пробуждение сверху.
Вознаграждение выражается в том, что человеку дают то, что для него хорошо, или то, вследствие чего ему становится хорошо.
Ясно, что величина и истинность вознаграждения измеряются благом, исходящим от человека.
Примечание:
1) В некоторых местах приводится объяснение пробуждения из мертвых именно в телах, ведь как было служение, соблюдение Торы и заповедей, с помощью совместной работы души и тела таким образом, что есть место для выбора, также и при получении награды и наказания они должны быть вместе, как об этом сказали наши учителя («Санедрин» 91а). Но согласно этому можно объяснить только второстепенную часть вопроса, то есть: почему среди уровней получения награды есть также уровень награды для души вместе с телом. Но основной вопрос о том, почему совершенство блага и получение награды будут для души вместе с телом, остается.