В конце книги, стр. 274 о связи начала и конца Торы от имени одного великого. Эти слова нужно исправить, так как видимо имелось в виду известное объяснение, что чудо Моше-рабейну было больше, чем последующие чудеса, хотя они были в одном и том же (как рассечение моря, «Гинай, раздели мне воды» — в трактате «Хулин» 7а), ведь чудо Моше было вначале — первым. И основание для этого объяснения — комментарий Баал-Шем-Това по словам наших учителей, что «весь мир получает питание ради (так как он начал и сделал) заслуг сына Моего Ханины (бен Доса)» (см. книгу «Повествование Яаков-Йосефа» в начале главы «Кдошим». И см. также то, что написал Алтер Ребе в книге «Ликутей Тора» в конце главы «Тазрия»).
— Вместе с этим можно сказать по поводу вопроса наших учителей (трактат «Недарим» 39б), ведь написано, что «нет ничего нового под солнцем»? И это продолжение написанного: «При всех знамениях и чудесах и т.д. которые он совершил и т.д.» (и это не что-то новое, а) «в начале сотворил и т.д.», ведь Всевышний поставил условие со всем что находится в мире, во время его творения по поводу чудес (как сказали наши учителя («Берейшит раба» 5:5. Книга «Зоар» II 198б) в комментарии на Мишну и в «Тосафот Йом-Тов» на трактат «Авот» 5:6).
№8241
С Б-жьей помощью
10 Мар-Хешвана, 5722 года
Бруклин
Уважаемый хасид, богобоязненный человек... р. Йешаяу-Арье Дворкес из Монреаля
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 7 Хешвана, в котором пишете об идее издать книгу с содержанием молитвы в форме сидура Баал-Шем-Това и т.д. и спрашиваете мое мнение.
И в этом ест две разные вещи. Первая, что это сидур, то есть, порядок молитв и содержание молитвы, что можно также объяснить двояко: смысл слов по учению Баал-Шем-Това или общая идея молитвы и ее сущность.
И вот, что касается сидура Баал-Шем-Това, то известно, что он молился по сидуру АРИЗАЛа и ведь до сих пор есть сидур Баал-Шем-Това, см. врата «Сидур АРИЗАЛа» р. Шабтая из Рашкова.
[Объяснения] смысла слов [молитвы] по учению хасидизма Баал-Шем-Това разбросаны в книгах его учеников...