Именно таким образом индивидуальное освобождение ведет, в конце концов, к коллективному освобождению.
Это учение особенно важно для лидеров групп и движений1, особенно для тех, кто должен быть духовным наставником в своей общине. Слишком часто мы волнуемся о «мировых проблемах», о «больших проблемах» и лишь иногда, или даже очень редко, мы видим лидера, посвящающего себя «маленьким, обычным заботам», которые имеют прямое отношение к общине.
Чем важнее лидер, тем больше он «должен» обращаться ко всему человечеству, и, если у него есть воображение, он может думать, что обращается и к будущим поколениям. Если к тому же он обладает риторическими способностями, то сочтет своим долгом пробудить «совесть мира» своими пламенными высказываниями, находящими отклик в печати, так что он еще и становиться главой всех глав, которые будут завидовать его речам, будут стремиться подражать ему и догонять его.
Нередко «ведомые» следуют за главой и вместе с ним решают, что должны делать разные режимы, как должно вести себя человечество в целом, как можно поступить, «само собой разумеется», для счастья всех следующих поколений и будут приниматься еще другие «решения глобального значения». Таким образом, нет причин «принижать», горько жалуясь на большой процент детей, которым «направленные» дают образование, которое никоим образом не позволит им войти в категорию хороших детей Агады, ни даже тех, чье воспитание еще более отдалено и которые составляют пятую категорию сыновей, даже не принимающих участие в Седере.
Ибо эти лидеры убеждены, что все «направленные» родители на самом деле посещают Седер!
Примечание:
1) См. по этому поводу письмо 8679.