Что касается всех этих вопросов, см. изданные беседы: 20 Кислева 5693 г.; 18 Элула 5700 г.; 18 Элула 5701 г.; 18 Элула 5703 г.; 18 Элула 5705 г.; И письма из [херсонской] гнизы, опубликованные в сборнике «а-Томим» (очевидно, что Вы полагались на это, так как Вы процитировали их на стр. 21 своей книги) и т.д.
Я хотел бы сделать общий комментарий:
Я видел, что Вы цитируете в своей книге многие высказывания Баал-Шем-Това из его книг и книг его учеников... — а также из книг профессора Хопленда, Лазаруса Канта и М. Нордау. И Вас поразило, что «секрет великого философа Канта» открыл — разделив [между ними]1 — Баал-Шем-Тов «своему старейшему ученику». И есть другие подобные заявления.
Обратите внимание, что это я добавил слово «разделив»! Его не было в вашей книге.
Техническое замечание: Ваша книга может быть улучшена с помощью добавления в конце библиографии и списка использованной литературы.
С пожеланиями всех благ.
Рав Менахем Шнеерсон
№623
2С Б-жьей помощью
15 Сивана, 5710 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Шнеур-Залман3
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 3 Сивана от имени всего хасидского братства.
Спасибо за хорошие вести об учреждении йешивы в Шепартоне (Австралия) и учебной программы. Передайте благодарность всем членам хасидского братства, которые направили все свои душевные и материальные силы и ресурсы для выполнения миссии, порученной им моим уважаемым тестем и учителем... И так как правило «посланник человека равен самому этому человеку» несомненно запечатлено в их воспоминаниях (см. эссе под названием «Ваикра» п. 3 в «Ликутей Тора»), то они не будут обращать внимания на препятствия и помехи, а с помощью Всевышнего будут расти и достигать успеха.
Примечание:
1) Буквально: «провести различие»; выражение, используемое для различия между евреями и язычниками. Этими словами Ребе мягко упрекает р. Гудмана за то, что он не проводит различия между учеными-язычниками (с одной стороны) и Баал-Шем-Товом с его учениками (с другой).
2) По копии из секретариата.
3) Серебрянский. Другие письма к нему — далее, письма №652, 709, 761.