№475
1С Б-жьей помощью
7 Нисана, 5709 года.
Господин Барух Литвин2
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо с вопросом: как изучать книгу «Тания», чтобы «попробовать ее на вкус».
Вы не даёте чёткого определения того, что в вашем понимании означает «попробовать на вкус», поэтому я предполагаю, что под этими словами вы просто имеете ввиду «понимать». Но поскольку существует представление о том, что хасидизм в общем и «Тания» в частности, являются особо сложными и почти непостижимыми вещами, Вы называете их понимание «попробовать на вкус».
С самого начала я должен поставить Вас в известность, что «Тания» и хасидизм, как и остальные части Торы, являются доступными для каждого, кто по-настоящему хочет их изучать и понимать. Однако, с другой стороны, они содержат в себе такую глубину, что даже самый большой мудрец в хасидизме не может утверждать, что постиг все. В этом они также похожи на другие части Торы.
Доказательством этому служат все новые выходящие в свет трактаты и книги, которые на основании общих принципов раскрывают новое, а также доказывают и объясняют ещё глубже и шире то, что было сказано ранее.
Объяснением двум вышеупомянутым характеристикам Торы в общем и хасидизма в частности, а именно простоты, и в то же время, нескончаемой глубины, что, на первый взгляд является противоречием, есть то, что они являются мудростью Всевышнего.
Также это и в отношении Всевышнего: 1) Даже простые люди знают о Его существовании. 2) Даже величайший мудрец, занимающийся божественной мудростью, также не может этого...
Примечания:
1) По копии из секретариата.
2) Другие письма к нему — далее, письма №486, 515, 535, 643, 669.