№1115
С Б-жьей помощью
26 Тамуза, 5710 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Элькана Померанц (Чикаго)
Мир и благословение!
Я получил Вашу просьбу о благословении и искуплении души через хасидского наставника р. Шломо-Залмана Эхта. Я прочту ее на месте упокоения моего уважаемого тестя и учителя... Он, непременно, вызовет и пробудит великую милость для Вас с женой во всем, в чем Вы нуждаетесь, и Ваши сердечные пожелания будут исполнены в полной мере...
Рав Эхт отметил, что теперь у Вас есть возможность открыть бизнес. Пусть Всевышний пошлет успех в этом деле и чтобы нашла подтверждение модель, которую мой уважаемый тесть и учитель повторял от имени Алтер Ребе, автора книги «Тания» и «Шулхан Арух»: «Б-г дает евреям материальную поддержку, и из этой материальности евреи делают духовность».
Я заканчиваю концепцией из еженедельного чтения Торы по главе «Матот». Там говорится о том, что человек берет на себя сверх обычного соблюдения, и я упомяну лишь вкратце из-за большой занятости, но для Вас этого должно быть достаточно.
Как хорошо известно, концепция обетов отличается от других заповедей Торы тем, что [обязанности молодежи начинаются до бар-мицвы], в то время как мальчик является почти зрелым мужем и близок к взрослому», то есть после двенадцати лет, а не в тринадцать лет, в отличие от других заповедей Торы. Согласно нескольким первым законоучителям, эта классификация применяется в соответствии с законом Торы. Урок, который следует извлечь из этого [можно объяснить следующим образом]: вся концепция обетов является защитой или преградой, как утверждают наши мудрецы: «Обеты — это гарантия воздержания», т.е. человек принимает обет, чтобы не спотыкаться при соблюдении Торы и ее заповедей. Наши мудрецы сказали (Иерусалимский Талмуд, «Недарим» 9:6): «Разве то, что Тора запрещала вам, недостаточно?» Таким образом, можно было сказать, что принятие обетов является выражением высокомерия. [Кроме того] существует даже возможность запрета, поскольку нам запрещено убавлять заповеди Торы или дополнять их. Поэтому Тора приходит и прямо заявляет, что все наоборот. Ведь при соблюдении Торы и ее заповедей возможно — как пишет РАМБАН в начале главы «Кдошим» — «быть негодяем в рамках Торы». [Чтобы этого не случилось] необходимо, чтобы...