СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 08:36

Том 8, стр. 77

Вы пишете мне о своем сыне, который хочет поехать учиться в йешиву. Основываясь на учении наших мудрецов о том, что человек должен отправиться в изгнание в место Торы, я согласился с его отъездом в йешиву. Но Вы сами не согласны с этим из-за состояния его здоровья и также по Вашему мнению он может получить хорошее образование и дома.

Конечно, нет необходимости напоминать кому-то вроде Вас о процитированных ранее причинах и объяснениях в этом постановлении Мишны о необходимости отправиться в изгнание в место Торы. И самое главное: так как причина этого постановления, понимаем ли мы это или нет, в Мишне не ясна, мы должны строго следовать этому указанию. Очевидно, что это не противоречит уважению к родителям и не является выказыванием им недоверия, особенно так как под именем автора этого высказывания — рабби Неораи — подразумевается рабби Элазар бен Арах, с которым это и произошло, как сказано в трактате «Шабат» 147б.

Что касается сохранения его здоровья, то за этим очевидно следует следить, где бы он ни находился. Как в Соединенных Штатах, так и на Святой Земле всегда можно найти знакомых и друзей, которые позаботятся о Вашем сыне, насколько это возможно. Кроме того, известно, что здоровье тела в значительной степени зависит от удовлетворения душевного здоровья. Когда Ваш сын будет находиться в компании друзей, которые ему нравятся, его физическое здоровье улучшится. Все будет иначе, если он останется в одиночестве, будет часто недоволен.

В этой связи я также хотел бы подчеркнуть еще один момент, который касается изучения хасидизма. Между строк в Вашем письме можно увидеть, что это Вас не очень устраивает1. Основываясь на том, что я много раз слышал от своего тестя и учителя, заслуги которого будут защищать нас, я обращаюсь к Вам со следующими несколькими строками:

Известно, что раньше существовало несколько концепций в отношении учебы2 с молодежью, нужно ли ограничиться только изучением Талмуда, трудов первых и последних мудрецов, а также законоучителей, или также добавить к этому изучение еврейской этики или хасидизма. Как известно, ученые литовского йешибота шестьдесят или семьдесят лет назад решительно выступали также против изучения трудов по еврейской этике3. Они утверждали, что достаточно изучения Талмуда и законоучителей, так как сама Тора защищает и спасает4.

В самом деле, о том, кто сбился с правильного пути, говорится, что «свет, который содержится в Торе, возвращает его к добру». Однако несколько десятилетий спустя конкретная практика явно продемонстрировала необходимость изучения вещей, касающихся непосредственно человеческого поведения, чувств человека и его моральных обязательств. И тогда величайшие литовские ученые согласились с тем, что так и должно быть, и они дали согласие на изучение этики в большей или меньшей степени.

Учение Баал-Шем-Това, его учеников и учеников его последователей, которые последовали за ним, реализовало в повседневной жизни указание АРИЗАЛа, согласно которому в наше время «существует заповедь...

Примечания:
1) Желание изучить хасидизм, высказанное сыном получателя этого письма.
2) По Торе.
3) А не только против хасидизма.
4) От невзгод, с которыми нам приходится сталкиваться в этом мире.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 980 | Комментарии: 1

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter