4) Там в «Тосафот» к трактату «Сота» 78а1 со слов «В Мишне и в десятый день месяца» как в книге Торы «Пкудим», о чем Вы пишете, что это сказано в старых «Тосафот». Вот, можно сказать, что по вопросу о чтении Торы есть два типа: 1. Обязанность общины, а не обязанность индивидуума. И как мнение автора книги «Войны» по трактату «Мегила» глава 1 со слов «И еще сказал». И см. также, «Цафнат панеах» гаона из Рогачева по РАМБАМу, «Законы молитвы» 12:5. И так как это обязанность общины, то это похоже на дарование Торы, которая была дана всем евреям. И поэтому вещи, которые были даны в письменном виде, мы не можем произносить наизусть2 и т.д., так как это должно быть так, как во время ее дарования, см. сборник вопросов и ответов РАДБАЗа, часть 4, п. 1205. Тип 2, что это часть молитвы, наподобие того, о чем сказано «и (вместо) быков принесем (слова) уст наших» или дополнение при принесении жертвы. И в этом заключается смысл слов «старые Тосафот», так как есть необходимость работы и это взято из Иерусалимского Талмуда. Поэтому это не является примером, подробным дарованию Торы всему еврейскому народу и поэтому к этому случаю не относится закон о записанных вещах, которые нельзя произносить наизусть. И это относится к каждому чтению о жертвоприношениях в праздник, Рош а-Шана и Йом-Кипур, ведь это чтение отличается от обычного чтения Торы. И см. «Тосафот» к трактату «Мегила» 30б, а также в «Законах молитвы» РАМБАМа, где разделяется объяснение о чтении Торы на два закона. И для Вас будет достаточно этого короткого объяснения.
В конце книги, где приводится обсуждение высказывания наших учителей, что «сейчас пренебрегали этим многие», Вы справедливо спрашиваете, каким образом наступила эта ситуация, что начали пренебрегали этим многие? И хотите объяснить, что это случилось в то время, когда были указы против заповеди обрезания и они не могли ждать благоприятного дня, так как в это время за ними специально наблюдали, поэтому они сделали это в другой день, то есть, когда не были привычны делать обрезание. Но такое объяснение трудно принять, так как при этом есть опасность, как они обрезали своих детей. И из самого факта также следует наоборот, ведь в отношении поколения пустыни — обрезание младенцев не совершалось, а ведь знали о том, что, согласно указу, предстояло еще странствовать сорок лет. И ведь тогда облака славы были с ними все сорок лет и северный ветер (который вреден для ран) не дул — но, тем не менее, они не обрезали своих детей. То тем более во время указа, когда еще не был отменен указ, чтобы не делали обрезание детям и подвергали себя опасности. Мне кажется, что это в соответствии с комментарием «Тосафот», согласно чему объясняется подобное этому противоречие и, может быть, еще более непонятное: имеющие форму конечных3 букв забыли (трактат «Мегила» 2б), что произошло после того, как Амон сжег Тору. И наподобие этого можно объяснить в нашем случае, когда многие пренебрегали этим, что это было в Вавилоне, где был разрыв в отношении некоторых вещей. И когда туда спустился Рав и еще другие последние учителя, то они обнаружили ситуацию, что многие пренебрегали. И это относится к тому, что пускали кровь в пятницу (трактат «Шабат» 129б) и см. также письмо р. Шрира гаона о ситуации в Вавилоне перед тем, как туда спустился Рав.
Примечания:
1) В его книге, в замечаниях к трактату «Сота» 40б.
2) См. также выше, том 8, письмо 2502.
3) Это Мем, Нун, Цади, Пэй, Хаф. Именно эти буквы, согласно каббале АРИЗАЛа, являются пятью ключами к Освобождению.