СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 01:42

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы запрещенных половых связей. Гл. 17

1. Существуют три категории женщин, запрещённые всем коэнам [по закону Торы]: разведенная, блудница, и опороченная (плод коэна и запрещенной ему жены). Первосвященнику запрещены четыре. Эти три и вдова. Под действие [запретов, относящихся к первосвященнику] подпадают помазанный елеем помазания или тот, кто вступил в должность, надев дополнительные одежды, служащий в этом качестве, первосвященник, который был назначен, а затем снят с должности, и коэн, помазанный для ведения войны. Всем им предписано [жениться] на девственнице и запрещено жениться на вдове. שָׁלֹשׁ נָשִׁים נֶאֶסְרוּ עַל כָּל הַכֹּהֲנִים. גְּרוּשָׁה זוֹנָה וַחְללָה. וִעַל כֹּהֵן גָּדוֹל אַרְבַּע. אֵלּוּ הַשָּׁלֹשׁ וְהָאַלְמָנָה. אֶחָד כֹּהֵן גָּדוֹל מָשׁוּחַ בְּשֶׁמֶן הַמִּשְׁחָה אוֹ הַמְרֻבֶּה בְּגָדִים. וְאֶחָד כֹּהֵן הָעוֹבֵד וְאֶחָד כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁמִּנּוּהוּ וְעָבַר. וְכֵן כֹּהֵן מְשׁוּחַ מִלְחָמָה. כֻּלָּן מְצֻוִּין עַל הַבְּתוּלָה וַאֲסוּרִין בְּאַלְמָנָה:
2. Если коэн женится на одной из этих трех женщин — будь то первосвященник или обычный коэн — и вступает с ней в близость, его наказывают плетьми. Если же он вступает с ней в беспорядочный блуд, то его не наказывают плетьми за [нарушение запретов на близость] с блудницей, разведенной и опороченной. Как написано [Ваикра 21:7]: «Жену блудницу и опороченную не возьмут, отосланную от мужа своего не возьмут». [Подразумевается, что запрет не действует], если он не берет для брака — не женится — [на такой женщине]. כָּל כֹּהֵן שֶׁנָּשָׂא אַחַת מֵהַשָּׁלֹשׁ נָשִׁים אֵלּוּ בֵּין גָּדוֹל בֵּין הֶדְיוֹט וּבָעַל לוֹקֶה. וְאִם בָּא עָלֶיהָ דֶּרֶךְ זְנוּת אֵינוֹ לוֹקֶה מִשּׁוּם זוֹנָה אוֹ גְּרוּשָׁה אוֹ חֲלָלָה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא ז) «לֹא יִקָּחוּ» עַד שֶׁיִּקַּח וְיִבְעל:
3. Если же, первосвященник вступает в связь с вдовой, его порют плетью, даже если он не посвящал ее. Как написано [Ваикра 21:15]: «И не опорочит он свое потомство в народе своем...» Как только он вступает с ней в близость, он оскверняет ее и лишает ее священства. Блудница, опороченная и разведенная, соответственно, лишаются священства еще до вступления с ними в близость. Поэтому только первосвященника бичуют за то, что вступил в связь с вдовой, даже если она не была освящена. Ибо он оскверняет ее, а он предупрежден против осквернения людей приемлемого рода, [других] женщин и своего потомства. אֲבָל כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁבָּא עַל אַלְמָנָה לוֹקֶה אַחַת אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא קִדֵּשׁ שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא טו) «לֹא יְחַלֵּל» כֵּיוָן שֶׁבְּעָלָהּ חִלְּלָהּ וּפְסָלָהּ לִכְהֻנָּה. אֲבָל זוֹנָה וַחֲלָלָה וּגְרוּשָׁה הֲרֵי הֵן מְחֻלָּלוֹת וְעוֹמְדוֹת קֹדֶם בְּעִילָתוֹ. וּלְפִיכָךְ לוֹקֶה כֹּהֵן גָּדוֹל לְבַדּוֹ עַל בְּעִילַת אַלְמָנָה לְבַדָּהּ אַף עַל פִּי שֶׁאֵין שָׁם קִדּוּשִׁין שֶׁהֲרֵי חִלְּלָהּ וְהוּא מֻזְהָר שֶׁלֹּא יְחַלֵּל כְּשֵׁרִים לֹא אִשָּׁה וְלֹא זַרְעוֹ:
4. Если Первосвященник посвящает вдову и вступает с ней в связь, он получает два удара плетью: один из-за запрета: «Не должен он брать вдову», и один из-за запрета: «Не должен он оскверняться». Если первосвященник или обычный коэн женится на одной из этих четырех, но не вступает в связь, то его не бьют плетьми. קִדֵּשׁ כֹּהֵן גָּדוֹל אַלְמָנָה וּבְעָלָהּ לוֹקֶה שְׁתַּיִם. אַחַת מִשּׁוּם (ויקרא כא יד) «אַלְמָנָה לֹא יִקָּח». וְאַחַת מִשּׁוּם (ויקרא כא טו) «לֹא יְחַלֵּל». וּבֵין כֹּהֵן גָּדוֹל וּבֵין כֹּהֵן הֶדְיוֹט שֶׁנָּשָׂא אִשָּׁה מִן הָאַרְבַּע וְלֹא בָּעַל אֵינוֹ לוֹקֶה:
5. Во всех случаях, когда коэна бьют плетьми, женщину, [с которой он вступает в связь], бьют плетьми. Во всех случаях, когда его не бьют плетьми, ее не бьют плетьми. Ибо нет разницы между мужчиной и женщиной в отношении наказаний, за исключением рабыни, как объяснено. וְכָל מָקוֹם שֶׁהוּא לוֹקֶה הִיא לוֹקָה. וְכָל מָקוֹם שֶׁהוּא אֵינוֹ לוֹקֶה הִיא אֵינָהּ לוֹקָה. שֶׁאֵין הֶפְרֵשׁ בֵּין אִישׁ לְאִשָּׁה לָעֳנָשִׁין זוּלָתִי בְּשִׁפְחָה חֲרוּפָה בִּלְבַד כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
6. Любой коэн — будь то первосвященник или обычный коэн — который вступает в связь с нееврейкой, получает наказание плетьми за связь с блудницей. [Есть разница между ней и еврейской женщиной,] потому что она не может быть посвящена. Ему запрещено вступать в отношения с любой блудницей, будь то еврейка или нееврейка. כָּל כֹּהֵן הַבָּא עַל הַכּוּתִית בֵּין גָּדוֹל בֵּין הֶדְיוֹט לוֹקֶה מִשּׁוּם זוֹנָה. שֶׁהֲרֵי אֵינָהּ בַּת קִדּוּשִׁין וְהוּא אָסוּר בִּבְעִילַת זוֹנָה בֵּין יִשְׂרְאֵלִית בֵּין כּוּתִית:
7. Женщина, прошедшая обряд разувания, запрещена коэну согласно предписанию мудрецов, ибо она подобна разведенной. [Если он вступает в отношения с такой женщиной], его подвергают «порке за бунтарство». Если же коэн женится на женщине, статус которой как халуца сомнителен, то он не обязан с ней разводиться. Она приемлема, и ее ребенок приемлем. Ибо наши мудрецы не выносили постановления против женщины, статус которой как халуца сомнителен, а только против той, которая определенно относится к этой категории. В случае, если сомневаются, является ли женщина разведенной, вдовой, блудницей или опороченной, то [священника, который женится на ней], наказывают «поркой за бунт» и обязывают развестись с ней с помощью гета. הַחֲלוּצָה אֲסוּרָה לְכֹהֵן מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים מִפְּנֵי שֶׁהִיא כִּגְרוּשָׁה וּמַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת מִדִּבְרֵיהֶם. כֹּהֵן שֶׁנָּשָׂא סְפֵק חֲלוּצָה אֵין מוֹצִיאִין אוֹתָהּ מִתַּחְתָּיו וְהִיא כְּשֵׁרָה וּוְלָדָהּ כָּשֵׁר. מִפְּנֵי שֶׁלֹּא גָּזְרוּ עַל סְפֵק חֲלוּצָה אֶלָּא עַל חֲלוּצָה וַדָּאִית. וְכֵן מִי שֶׁהָיְתָה סְפֵק גְּרוּשָׁה אוֹ סְפֵק אַלְמָנָה אוֹ סְפֵק זוֹנָה וּסְפֵק חֲלָלָה מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת וּמוֹצִיא בְּגֵט:
8. Существует главный общий принцип, который применяется ко всем запретам Торы. Один запрет не вступает в силу, когда действует другой запрет, если только: а) оба запрета не вступают в силу одновременно; б) последний запрет запрещает дополнительные моменты, помимо того, что уже было запрещено; в) когда сфера действия [последнего] запрета прибавляет другие запреты к существующему. כְּלָל גָּדוֹל הוּא בְּכָל אִסּוּרִים שֶׁבַּתּוֹרָה שֶׁאֵין אִסּוּר חָל עַל אִסּוּר אֶלָּא אִם כֵּן הָיוּ שְׁנֵי אִסּוּרִין בָּאִין כְּאַחַת. אוֹ שֶׁהָיָה הָאִסּוּר הָאֶחָד מוֹסִיף דְּבָרִים אֲחֵרִים עַל אוֹתוֹ הָאִסּוּר. אוֹ אִם הָיָה כּוֹלֵל דְּבָרִים אֲחֵרִים עִם אִסּוּר זֶה:
9. Соответственно, если женщина была вдовой, а затем она стала разведенной, а затем она стала опороченной, а затем она стала блудницей, то если первосвященник впоследствии вступит с ней в близость, то его подвергают порке четыре раза за однократное вступление в близость. Ибо вдова запрещена первосвященнику, хотя и разрешена обычному коэну. לְפִיכָךְ אִשָּׁה שֶׁהָיְתָה אַלְמָנָה וְנַעֲשֵׂית גְּרוּשָׁה וְנַעֲשֵׂית חֲלָלָה וְנַעֲשֵׂית זוֹנָה וּבָא עָלֶיהָ כֹּהֵן גָּדוֹל אַחַר כָּךְ לוֹקֶה אַרְבַּע מַלְקִיּוֹת עַל בִּיאָה אַחַת. לְפִי שֶׁהָאַלְמָנָה אֲסוּרָה לְכֹהֵן גָּדוֹל וּמֻתֶּרֶת לְהֶדְיוֹט.
10. Если она вновь становится разведенной, она становится запрещенной ему дополнительным запретом [ибо] она также запрещена обычному коэну. Поэтому [даже для Первосвященника] к ней добавляется еще один запрет, помимо запрета на отношения с вдовой. Тем не менее, ей все еще разрешено принимать участие в приношениях. Если она станет опороченной, к ней добавляется еще один запрет, ибо ей запрещено принимать участие в приношении. Тем не менее ей все еще разрешается выходить замуж за обычного еврея. Если она становится блудницей, к ней добавляется еще один запрет, поскольку существует тип беспорядочных связей, который может привести к тому, что она будет запрещена простому еврею, например, замужняя женщина, добровольно вступившая в прелюбодеяние. Тот же принцип применим к обычному коэну, вступившему в отношения с разведенной женщиной, которая стала опороченной, а затем блудницей. Он получает три наказания плетью за то, что однажды вступил в близость. Если этот порядок будет изменен, ее подвергнут только одной порке. חָזְרָה לִהְיוֹת גְּרוּשָׁה נוֹסָף בָּהּ אִסּוּר וְנֶאֱסֶרֶת לְכֹהֵן הֶדְיוֹט. לְפִיכָךְ נוֹסָף בָּהּ אִסּוּר אַחֵר עַל אִסּוּר הָאַלְמָנָה וַעֲדַיִן הִיא מֻתֶּרֶת לֶאֱכל בִּתְרוּמָה. נַעֲשֵׂית חֲלָלָה נוֹסָף בָּהּ אִסּוּר שֶׁהֲרֵי נֶאֱסֶרֶת בִּתְרוּמָה וַעֲדַיִן הִיא מֻתֶּרֶת לְיִשְׂרָאֵל. נַעֲשֵׂית זוֹנָה הוֹאִיל וְיֵשׁ שֵׁם זְנוּת שֶׁאוֹסְרָהּ עַל יִשְׂרָאֵל אִם זִנְּתָה אִשְׁתּוֹ בְּרָצוֹן נוֹסָף בָּהּ אִסּוּר אַחֵר. וְהוּא הַדִּין לְכֹהֵן הֶדְיוֹט שֶׁבָּא עַל הַגְּרוּשָׁה שֶׁנַּעֲשֵׂית חֲלָלָה וְאַחַר כָּךְ זוֹנָה שֶׁהוּא לוֹקֶה שָׁלֹשׁ עַל בִּיאָה אַחַת. אֲבָל אִם נִשְׁתַּנָּה סֵדֶר זֶה אֵינוֹ לוֹקֶה אֶלָּא אַחַת:
11. Если женщина овдовела после нескольких мужей или разведена с несколькими мужчинами, то [первосвященник или коэн] подвергаются только одной порке за каждую близость с ней. Вдова запрещена независимо от того, овдовела ли она после [только] посвящения или после замужества. מִי שֶׁנִּתְאַלְמְנָה מֵאֲנָשִׁים הַרְבֵּה אוֹ נִתְגָּרְשָׁה מֵאֲנָשִׁים הַרְבֵּה אֵין לוֹקִין עָלֶיהָ אֶלָּא אַחַת עַל כָּל בִּיאָה. אַלְמָנָה בֵּין מִן הָאֵרוּסִין בֵּין מִן הַנִּשּׂוּאִין אֲסוּרָה:
12. В случае смерти брата первосвященника, даже если умерший [всего лишь] посвятил свою жену, [первосвященник] не должен совершать обряд левирата. Вместо этого он должен совершить разувание. Если женщина стала его левиратной невесткой в, то время, когда он был обычным коэном, а затем был назначен первосвященником, он не должен совершать левират после своего назначения. [Это справедливо] даже если он уже дал слово [что женится] на ней, когда был обычным коэном. Если же он посвятил вдову, а затем был назначен первосвященником, он должен жениться на ней. Если она была посвящена, но статус посвящения был сомнительным, а затем человек, посвятивший ее, умер, она считается вдовой с сомнительным статусом. כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁמֵּת אָחִיו אַף עַל פִּי שֶׁהוּא מִן הָאֵרוּסִין הֲרֵי זֶה לֹא יְיַבֵּם אֶלָּא חוֹלֵץ. נָפְלָה לוֹ יְבָמָה וְהוּא כֹּהֵן הֶדְיוֹט וְנִתְמַנָּה לִהְיוֹת כֹּהֵן גָּדוֹל אַף עַל פִּי שֶׁעָשָׂה בָּהּ מַאֲמָר כְּשֶׁהוּא כֹּהֵן הֶדְיוֹט הֲרֵי זֶה לֹא יְיַבֵּם אַחַר שֶׁנִּתְמַנָּה. אֲבָל אִם אֵרֵס אֶת הָאַלְמָנָה וְנִתְמַנָּה לִהְיוֹת כֹּהֵן גָּדוֹל הֲרֵי זֶה יִכְנֹס אַחַר שֶׁנִּתְמַנָּה. הָיְתָה מְקֻדֶּשֶׁת סְפֵק קִדּוּשִׁין וּמֵת אֲרוּסָהּ הֲרֵי זוֹ סְפֵק אַלְמָנָה:
13. Для первосвященника является повелевающей заповедью жениться на девственнице. Когда она достигает возраста зрелости, она становится для него запретной, как сказано [Ваикра 21:13]: «И он жену в девичестве ее возьмет». «Жена» подразумевает, что она не является малолетней. «Девственница» (дева) подразумевает, что она не достигла зрелости. Что под этим подразумевается? Она вышла из категории несовершеннолетних, но не достигла полной зрелости, т.е. дева. Он никогда не может быть женат на двух женщинах одновременно. [Это происходит от формы единственного числа термина] «жена», т.е. одна, но не две. מִצְוַת עֲשֵׂה עַל כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁיִּשָּׂא נַעֲרָה בְּתוּלָה. וּמִשֶּׁתִּבְגֹּר תֵּאָסֵר עָלָיו שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כא יג) «וְהוּא אִשָּׁה בִבְתוּלֶיהָ יִקָּח». אִשָּׁה לֹא קְטַנָּה. בִּבְתוּלֶיהָ וְלֹא בּוֹגֶרֶת. הָא כֵּיצַד. יָצָאת מִכְּלַל קַטְנוּת וְלִכְלַל בַּגְרוּת לֹא בָּאָה זוֹ נַעֲרָה. וְאֵינוֹ נוֹשֵׂא שְׁתֵּי נָשִׁים לְעוֹלָם כְּאַחַת שֶׁנֶּאֱמַר אִשָּׁה אַחַת וְלֹא שְׁתַּיִם:
14. Первосвященник не может жениться на женщине, потерявшей девственность, даже если она никогда не вступала в связь. Если она вступала в нетрадиционное соитие, то это равноценно вступлению в обычную близость. Если она вступала в нетрадиционное соитие с животным, то она разрешена. כֹּהֵן גָּדוֹל לֹא יִשָּׂא מֻכַּת עֵץ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נִבְעֲלָה. [נִבְעֲלָה שֶׁלֹּא כְּדַרְכָּהּ הֲרֵי זוֹ כְּנִבְעֲלָה כְּדַרְכָּהּ. נִבְעֲלָה לִבְהֵמָה הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת]:
15. Первосвященник, женившийся на женщине, которая ранее вступала в связь, не наказывается плетьми. Однако он должен развестись с ней, дав гет. Если он женился на женщине, достигшей зрелого возраста, или на той, которая потеряла девственность по причинам, отличным от близости, он может оставаться женатым на ней. Если он посвятил женщину, с которой ранее вступал в связь, а затем был назначен первосвященником, он может жениться на ней после своего назначения. כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁנָּשָׂא בְּעוּלָה אֵינוֹ לוֹקֶה אֲבָל מוֹצִיא בְּגֵט. נָשָׂא בּוֹגֶרֶת אוֹ מֻכַּת עֵץ הֲרֵי זֶה יְקַיֵּם. אֵרֵס בְּעוּלָה וְנִתְמַנָּה כֹּהֵן גָּדוֹל הֲרֵי זֶה יִכְנֹס אַחַר שֶׁנִּתְמַנָּה:
16. Если он изнасиловал или соблазнил девственницу, он не может жениться на ней. [Это справедливо] даже если он изнасиловал или соблазнил ее, когда был обычным коэном и был назначен первосвященником до того, как женился на ней. Если он женился на ней, он должен развестись с ней. אָנַס נַעֲרָה בְּתוּלָה אוֹ פִּתָּה אוֹתָהּ אֲפִלּוּ אֲנָסָהּ אוֹ פִּתָּה אוֹתָהּ כְּשֶׁהוּא כֹּהֵן הֶדְיוֹט וְנִתְמַנָּה כֹּהֵן גָּדוֹל קֹדֶם שֶׁיִּכְנֹס הֲרֵי זֶה לֹא יִכְנֹס. וְאִם כָּנַס מוֹצִיא:
17. Если он посвятит несовершеннолетнюю девушку, и она достигнет полной зрелости, будучи [посвященной] ему, прежде чем он женится на ней, он не должен жениться на ней из-за ее физических изменений. Если он женился на ней, ему не нужно разводиться с ней. אֵרֵס אֶת הַקְּטַנָּה וּבָגְרָה תַּחְתָּיו קֹדֶם נִשּׂוּאִין הֲרֵי זֶה לֹא יִכְנֹס מִפְּנֵי שֶׁנִּשְׁתַּנָּה גּוּפָהּ. וְאִם כָּנַס לֹא יוֹצִיא:
18. [Запрет жениться на разведенной действует] независимо от того, развелась ли она после посвящения или после замужества. Если же девушка освобождается от брака посредством обряда миун — отказ от брака несовершеннолетней, она разрешена коэну, как мы объяснили в «Законах о разводе». [Это применимо, даже если] муж сначала развелся с ней с помощью гета, потом женился снова, а затем освободил ее через отказ. Любая женщина, которая не годится для совершения обряда разувания, но все же совершает его, не лишается права [выходить замуж] за коэна. אַחַת גְּרוּשָׁה מִן הָאֵרוּסִין אוֹ מִן הַנִּשּׂוּאִין. אֲבָל הַמְמָאֶנֶת אֲפִלּוּ גֵּרְשָׁהּ בְּגֵט וְהֶחֱזִירָהּ וּמֵאֲנָה בּוֹ הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת לְכֹהֵן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת גֵּרוּשִׁין. וְכָל מִי שֶׁאֵינָהּ רְאוּיָה לַחֲלִיצָה אִם נֶחְלְצָה לֹא נִפְסְלָה לִכְהֻנָּה:
19. [В случае] распространения слуха действуют следующие правила: «Такой-то коэн написал...» или «...дал гет для своей жены», и она живет с ним и служит ему. Ее не принуждают к разводу с мужем. Если она вышла замуж за другого коэна, ее следует принудить к разводу. יָצָא עָלֶיהָ קוֹל אִישׁ פְּלוֹנִי כֹּהֵן כָּתַב גֵּט לְאִשְׁתּוֹ אוֹ נָתַן גֵּט לְאִשְׁתּוֹ וַהֲרֵי הִיא יוֹשֶׁבֶת תַּחְתָּיו וּמְשַׁמַּשְׁתּוֹ. אֵין מוֹצִיאִין אוֹתָהּ מִתַּחַת בַּעְלָהּ. וְאִם נִשֵּׂאת לְכֹהֵן אַחֵר תֵּצֵא מִן הַשֵּׁנִי:
20. Если в городе распространился слух о том, что женщина прошла посвящение, а затем развелась после посвящения, ее [статус] становится сомнительным, как объясняется в «Законах о разводе». Однако если распространился слух, что она — халуца, ее [статус] не становится подозрительным. יָצָא שְׁמָהּ בָּעִיר שֶׁנִּתְקַדְּשָׁה וְנִתְגָּרְשָׁה מִן הַקִּדּוּשִׁין חוֹשְׁשִׁין לָהּ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת גֵּרוּשִׁין. אֲבָל אִם יָצָא עָלֶיהָ קוֹל שֶׁהִיא חֲלוּצָה אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהּ:
21. Если распространится слух, что девственница вступила в связь, ее статус не становится подозрительным, и она может выйти замуж за первосвященника. Если распространится слух, что она является рабыней, ее статус не становится подозрительным, и она может выйти замуж за коэна. Если в городе распространится слух, что она ведет беспорядочную половую жизнь, ее [статус] не становится подозрительным. Даже если ее муж разошелся с ней из-за того, что она нарушила [предписанные еврейской верой] обычаи скромности или из-за показаний свидетелей [о ее] непристойном поведении, но он умер, не дав ей развод, ей разрешено [выйти замуж] за коэна. Ибо женщине, подобной вышеупомянутой, не следует запрещать выходить замуж [за коэна], если нет определенного свидетельства [о том, что она вела себя распутно] или она сама не признается [в этом]. יָצָא קוֹל עַל הַבְּתוּלָה שֶׁהִיא בְּעוּלָה אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהּ וְתִנָּשֵׂא לְכֹהֵן גָּדוֹל. יָצָא עָלֶיהָ קוֹל שֶׁהִיא שִׁפְחָה אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהּ וְתִנָּשֵׂא אֲפִלּוּ לְכֹהֵן. יָצָא לָהּ שֵׁם מְזַנָּה בָּעִיר אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהּ. וַאֲפִלּוּ הוֹצִיאָהּ בַּעְלָהּ מִשּׁוּם שֶׁעָבְרָה עַל דַּת יְהוּדִית אוֹ בְּעֵדֵי דָּבָר מְכֹעָר וּמֵת קֹדֶם שֶׁיִּתֵּן לָהּ גֵּט הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת לְכֹהֵן. שֶׁאֵין אוֹסְרִין אִשָּׁה מֵאֵלּוּ אֶלָּא בְּעֵדוּת בְּרוּרָה אוֹ בִּהוֹדָאַת פִּיהָ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter