СБП. Дни Мошиаха! 1 Кислева 5785 г., второй день недели Вайеце | 2024-12-02 13:08

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы десятины. Гл. 9

1. Во времена Йоханана-первосвященника, служившего после Шимона-праведника, Высший суд послал посланников, которые исследовали всю территорию Израиля. Они обнаружили, что все бережно относятся к большому приношению и отделяют его. Но что касается первой десятины, второй десятины и десятины для бедных, то простые люди среди Израиля проявляли небрежность и не отделяли ее. Поэтому [мудрецы] постановили, что в отношении десятины можно полагаться только на слово надежных людей. Статус продуктов простых людей, наоборот, сомнителен. Мы не полагаемся на них, если они говорят, что отделили десятину. Это называется плодами, с сомнительным статусом («дмай»). בִּימֵי יוֹחָנָן כֹּהֵן גָּדוֹל שֶׁהָיָה אַחַר שִׁמְעוֹן הַצַּדִּיק שָׁלְחוּ בֵּית דִּין הַגָּדוֹל וּבָדְקוּ בְּכָל גְּבוּל יִשְׂרָאֵל וּמָצְאוּ שֶׁהַכּל זְהִירִים בִּתְרוּמָה גְּדוֹלָה וּמַפְרִישִׁין אוֹתָהּ. אֲבָל מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי וּמַעֲשַׂר עָנִי הָיוּ עַמֵּי הָאָרֶץ מִיִּשְׂרָאֵל מְקִלִּין עַל עַצְמָן וְלֹא הָיוּ מַפְרִישִׁין אוֹתָן. לְפִיכָךְ גָּזְרוּ שֶׁלֹּא יְהֵא נֶאֱמָן עַל הַמַּעַשְׂרוֹת אֶלָּא אֲנָשִׁים נֶאֱמָנִים. אֲבָל עַמֵּי הָאָרֶץ פֵּרוֹתֵיהֶן סָפֵק וְאֵין נֶאֱמָנִין לוֹמַר מְעֵשָּׂרִין הֵן. וְזֶהוּ הַנִּקְרָא דְּמַאי:
2. Они постановили, что человек должен отделять от плодов с сомнительным статусом только приношение от десятины, ибо это проступок, караемый смертью, и вторую десятину, ибо в этом нет убытка, так как владелец принимает ее. Однако не нужно отделять первую десятину или десятину для бедных от плодов с сомнительным статусом, потому что [обязанность] сомнительна, и [всякий раз, когда человек хочет] присвоить имущество своего товарища, бремя доказательства лежит на нем. Поэтому он говорит левиту или бедняку: «Приведи доказательство, что это не десятина», а затем берет десятину. וְהִתְקִינוּ שֶׁלֹּא יְהֵא אָדָם מַפְרִישׁ מִן הַדְּמַאי אֶלָּא תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר מִפְּנֵי שֶׁהוּא עֲוֹן מִיתָה. וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי שֶׁאֵין בָּזֶה הֶפְסֵד שֶׁהֲרֵי בְּעָלָיו אוֹכְלִין אוֹתוֹ. אֲבָל מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן וּמַעֲשַׂר עָנִי אֵין מַפְרִישׁ מִן הַדְּמַאי מִפְּנֵי שֶׁהוּא סָפֵק וְהַמּוֹצִיא מֵחֲבֵרוֹ עָלָיו הָרְאָיָה. לְפִיכָךְ אוֹמֵר לַלֵּוִי אוֹ לֶעָנִי הָבֵא רְאָיָה שֶׁאֵינוֹ מְעֵשָּׂר וְטל מַעַשְׂרוֹת:
3. Даже если не отделять десятину для бедных от плодов с сомнительным статусом, необходимо обозначить ее без отделения. Один говорит: «Десятая часть того, что здесь, — это десятина для бедных». [Это сделано] для того, чтобы твердо установить [обязательность] второй десятины. Ведь десятина для бедных дается в третий и шестой годы вместо второй десятины, даваемой в остальные годы субботнего цикла. אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מַפְרִישִׁין מַעֲשַׂר עָנִי מִן הַדְּמַאי צָרִיךְ לִקְרוֹת לוֹ שֵׁם וְאֵינוֹ מַפְרִישׁ וְאוֹמֵר עִשּׂוּר מַה שֶּׁיֵּשׁ כָּאן מַעֲשַׂר עָנִי כְּדֵי לִקְבֹּעַ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי שֶׁמַּעֲשַׂר עָנִי בִּשְׁלִישִׁית וְשִׁשִּׁית בִּמְקוֹם מַעֲשֵׂר שֵׁנִי שֶׁל שְׁאָר שְׁנֵי הַשָּׁבוּעַ:
4. Поэтому разрешается отделять ее, когда человек обнажен. Когда отделяют приношение от десятины и вторую десятину от плодов с сомнительным статусом, благословение не произносят, потому что [обязанность была установлена из-за] сомнения. כְּשֶׁמַּפְרִישִׁין מִן הַדְּמַאי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי אֵין מְבָרְכִין עֲלֵיהֶן לְפִי שֶׁהוּא סָפֵק. לְפִיכָךְ מֻתָּר לְהַפְרִישׁ כְּשֶׁהוּא עֵרוֹם:
5. Как следует отделять десятину от плодов с неопределенным статусом? Следует отложить количество, равное мере приношения от десятины, т.е. одну сотую часть общего количества, и положить ее рядом с плодами, сказав: «Это — десятина, как и остальные десятины, которые находятся рядом с ней». Затем он говорит: «Эта [часть], которую я [сначала] отложил как десятину, является приношением от десятины для оставшейся части десятины, которая примыкает к ней». Затем он берет ее и отдает коэну. Такой порядок необходим, потому что в идеале запрещено отделять приношение от десятины до самой десятины. После этого он должен отделить вторую десятину. כֵּיצַד מְעַשְּׂרִין אֶת הַדְּמַאי. מַפְרִישׁ כְּדֵי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר שֶׁהוּא אֶחָד מִמֵּאָה מִן הַכּל וּמַנִּיחָהּ בְּצַד הַפֵּרוֹת וְאוֹמֵר זֶה מַעֲשֵׂר וּשְׁאָר מַעֲשֵׂר סָמוּךְ לוֹ. וְאַחַר כָּךְ אוֹמֵר זֶה שֶׁאָמַרְתִּי עָלָיו שֶׁהוּא מַעֲשֵׂר הֲרֵי הוּא תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל שְׁאָר הַמַּעֲשֵׂר הַסָּמוּךְ לוֹ. וְנוֹטֵל אוֹתָהּ וְנוֹתְנָהּ לַכֹּהֵן שֶׁאֵינוֹ רַשַּׁאי לְהַפְרִישׁ תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר קֹדֶם הַמַּעֲשֵׂר לְכַתְּחִלָּה. וְאַחַר כָּךְ מַפְרִישׁ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי:
6. Разрешается откладывать вторую десятину перед первой десятиной [при десятине] плодов с сомнительным статусом. Если человек желает, он должен сказать: «Вторая десятина этого продукта находится в северной части — или южной части — плодов, и его [святость] переносится на эти деньги». Точно так же человек, покупающий буханку хлеба у пекаря, должен отделить от нее часть, которую следует отделить как приношение от десятины и как хала, и сказать: «Одна сотая часть [буханки хлеба]: «Сотая часть [общего количества], которая находится здесь, является [частью] десятины, а также остаток десятины, который находится рядом с ней. Пусть эта часть, которую я отложил в качестве десятины, послужит приношением от десятины для оставшейся части десятины, которая находится рядом с ней. Остаток того, что я отложил, превышающий одну сотую часть, — это хала и вторая десятина в ее северной — или южной — части, и ее [святость] переносится на эти деньги». После этого он может поесть [хлеба]. וּמֻתָּר לְהַפְרִישׁ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי קֹדֶם הָרִאשׁוֹן בִּדְמַאי. וְאִם רָצָה אוֹמֵר מַעֲשֵׂר שֵׁנִי שֶׁל פֵּרוֹת אֵלּוּ בִּצְפוֹנָם אוֹ בִּדְרוֹמָם וַהֲרֵי הוּא מְחֻלָּל עַל הַמָּעוֹת. וְכֵן הַלּוֹקֵחַ כִּכָּר מִן הַנַּחְתּוֹם מַפְרִישׁ מִמֶּנָּה כְּדֵי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר וְחַלָּה וְאוֹמֵר אֶחָד מִמֵּאָה מִמַּה שֶּׁיֵּשׁ כָּאן הֲרֵי הוּא מַעֲשֵׂר וּשְׁאָר מַעֲשֵׂר סָמוּךְ לוֹ וְזֶה שֶׁעָשִׂיתִי מַעֲשֵׂר עָשׂוּי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל הַשְּׁאָר הַסָּמוּךְ לוֹ וְהַיֶּתֶר עַל אֶחָד מִמֵּאָה שֶׁיֵּשׁ בָּזֶה שֶׁהִפְרַשְׁתִּי הֲרֵי הוּא חַלָּה וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי בִּצְפוֹנָהּ אוֹ בִּדְרוֹמָהּ וַהֲרֵי הוּא מְחֻלָּל עַל הַמָּעוֹת וְאוֹכֵל:
7. Подобным образом, если человек приглашает своего товарища отобедать с ним [в субботу] и [гость] не доверяет [хозяину] в отношении отделения десятины, [гость должен поступить следующим образом]: в пятницу он должен сказать: «[Продукты], которые я отделяю завтра, являются [частью] десятины, как и остальные десятины, которые прилегают к ним. Та часть, которую я [сначала] обозначил как десятину, является приношением от десятины для остальной части, которая примыкает к ней. Вторая десятина в ее северной — или южной — части, и ее [святость] переносится на [эти] деньги». [Это разрешено,] потому что человек может делать такие оговорки в отношении плодов с сомнительным статусом, даже если они не находятся в его владении. Однако, если мы уверены, [что десятина не была отделена,] он может делать оговорки только в отношении плодов, которые находятся в его владении. וְכֵן הַמַּזְמִין אֶת חֲבֵרוֹ שֶׁיֹּאכַל אֶצְלוֹ וְהוּא אֵינוֹ מַאֲמִינוֹ עַל הַמַּעַשְׂרוֹת אוֹמֵר מֵעֶרֶב שַׁבָּת מַה שֶּׁאֲנִי עָתִיד לְהַפְרִישׁ לְמָחָר הֲרֵי הוּא מַעֲשֵׂר וּשְׁאָר מַעֲשֵׂר סָמוּךְ לוֹ. וְזֶה שֶׁעָשִׂיתִי מַעֲשֵׂר עָשׂוּי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל שְׁאָר הַסָּמוּךְ לוֹ וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי בִּצְפוֹנוֹ אוֹ בִּדְרוֹמוֹ וַהֲרֵי הוּא מְחֻלָּל עַל הַמָּעוֹת. מִפְּנֵי שֶׁמֻּתָּר לְאָדָם לְהַתְנוֹת תְּנָאִים אֵלּוּ עַל הַדְּמַאי אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ. אֲבָל בְּוַדַּאי אֵינוֹ מַתְנֶה אֶלָּא עַל דָּבָר שֶׁבִּרְשׁוּתוֹ:
8. Что подразумевается? Если [в пятницу] у него в доме было 100 плодов инжира, которые были неотделенными плодами, а он находится в доме учения или в поле и боится, что наступит ночь и он не сможет дать десятину с продукции в субботу, он должен сказать: «Два инжира, которые я отделяю, — это приношение. Десять, которые я отделяю после них, — это первая десятина. А девять, которые я отделяю после них, — вторая десятина». На следующий день он делает эти отделения, а затем может есть [инжир]. כֵּיצַד. הָיוּ לוֹ מֵאָה תְּאֵנִים שֶׁל טֶבֶל בְּבֵיתוֹ וְהוּא בְּבֵית הַמִּדְרָשׁ אוֹ בַּשָּׂדֶה וּמִתְיָרֵא שֶׁמָּא תֶּחְשַׁךְ וְאֵינוֹ יָכוֹל לְעַשֵּׂר בְּשַׁבָּת אוֹמֵר שְׁנֵי תְּאֵנִים שֶׁאֲנִי עָתִיד לְהַפְרִישׁ הֲרֵי הֵן תְּרוּמָה. וְעֶשֶׂר שֶׁאֲנִי מַפְרִישׁ אַחֲרֵיהֶן מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן. תֵּשַׁע שֶׁאֲנִי מַפְרִישׁ אַחֲרֵיהֶן מַעֲשֵׂר שֵׁנִי. וּלְמָחָר מַפְרִישׁ וְאוֹכֵל:
9. Он должен неслышно прошептать [соответствующие утверждения], когда он делает эти отделения одно за другим. Считается, что он не делает предмет пригодным для использования в субботу, потому что он заранее сделал оговорку. Если такое условие было сделано относительно неотделенного урожая, разрешается переносить его в субботу, [даже] до того, как были сделаны разделения. Он должен сосредоточить свое внимание на [части продукта, обозначая ее как приношения и десятины] и принять участие в остатке. וְצָרִיךְ לִרְחשׁ בִּשְׂפָתָיו בְּשָׁעָה שֶׁמַּפְרִישׁ זוֹ אַחַר זוֹ וְאֵינוֹ כִּמְתַקֵּן בְּשַׁבָּת שֶׁהֲרֵי הִקְדִּים תְּנָאוֹ. וְטֶבֶל שֶׁיֵּשׁ עָלָיו תְּנַאי זֶה מֻתָּר לְטַלְטְלוֹ בְּשַׁבָּת קֹדֶם שֶׁיַּפְרִישׁ. וְנוֹתֵן עֵינָיו בְּצַד זֶה וְאוֹכֵל אֶת הַשְּׁאָר:
10. Если простой человек дал ему чашу [вина] для питья [в субботу], он должен сказать: «То, что я оставлю на дне чаши, это [часть] десятины, как и остаток десятины, которые примыкают к ней. Та часть, которую я [первой] обозначил как десятину, является приношением от десятины для остального, который примыкает к ней. Вторая десятина расположена на краю чаши, и ее [святость] переносится на деньги». Затем он может [выпить] чашу, оставив на дне чашки порцию, эквивалентную [количеству, подлежащему отделению в виде] приношению от десятины. נָתַן לוֹ עַם הָאָרֶץ כּוֹס לִשְׁתּוֹתוֹ אוֹמֵר מַה שֶּׁאֲנִי עָתִיד לְשַׁיֵּר בְּשׁוּלֵי הַכּוֹס הֲרֵי הוּא מַעֲשֵׂר וּשְׁאָר מַעֲשֵׂר סָמוּךְ לוֹ וְזֶה שֶׁעָשִׂיתִי מַעֲשֵׂר עָשׂוּי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל הַשְּׁאָר הַסָּמוּךְ לוֹ וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי בְּפִי הַכּוֹס וַהֲרֵי הוּא מְחֻלָּל עַל הַמָּעוֹת וְשׁוֹתֶה וּמַנִּיחַ כְּדֵי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר בְּשׁוּלֵי הַכּוֹס:
11. Точно так же, если товарищ приглашает его выпить в субботу, он должен сделать такое условие в пятницу относительно всего, что он пожелает отведать у себя [дома]. Точно так же, если работник не доверяет своему работодателю [в отношении десятины пищи, которую ему дают], он должен взять одно зёрнышко и сказать: «Это и девять последующих считаются десятиной для тех 100, которые я буду есть». Это считается приношением от десятины для десяти последующих. Десять, которые следуют после этого, считаются второй десятиной, и их [святость] переносится на [эти] деньги». Затем он берет зёрнышко, которое отложил, и отдает коэну. Работник должен отделить деньги для второй десятины от своих [средств]. Ибо условием закона является то, что приношение от десятины должен оплатить работодатель, а вторая десятина — за счет работника. וְכֵן אִם זִמְּנוֹ חֲבֵרוֹ לִשְׁתּוֹת בְּשַׁבָּת מַתְנֶה כִּתְנַאי זֶה מֵעֶרֶב שַׁבָּת עַל כָּל מַה שֶּׁיִּרְצֶה שֶׁיִּסְעֹד אֶצְלוֹ. וְכֵן פּוֹעֵל שֶׁאֵינוֹ מַאֲמִין לְבַעַל הַבַּיִת נוֹטֵל גְּרוֹגֶרֶת אַחַת וְאוֹמֵר זוֹ וְתֵשַׁע הַבָּאוֹת אַחֲרֶיהָ עֲשׂוּיוֹת מַעֲשֵׂר עַל הַמֵּאָה שֶׁאֲנִי עָתִיד לֶאֱכל וְזוֹ הָאַחַת תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל הָעֶשֶׂר הַבָּאוֹת אַחֲרֶיהָ וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי הוּא הָעֶשֶׂר הָאַחֲרוֹנוֹת וַהֲרֵי הוּא מְחֻלָּל עַל הַמָּעוֹת וְנוֹתֵן הַגְּרוֹגֶרֶת שֶׁהִפְרִישׁ לַכֹּהֵן. וְהַפּוֹעֵל מַפְרִישׁ לְעַצְמוֹ דְּמֵי מַעֲשֵׂר שֵׁנִי. שֶׁתְּנַאי בֵּית דִּין הוּא שֶׁתִּהְיֶה תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר מִשֶּׁל בַּעַל הַבַּיִת וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי מִשֶּׁל פּוֹעֵל:
12. [Наши мудрецы] не обязывали пекарей отделять вторую десятину от зерна с сомнительным статусом, то есть демай, ничего кроме приношения от десятин. Его отделяют в состоянии ритуальной чистоты вместе с халой. Покупатель должен отделить вторую десятину. Когда применимо вышеизложенное? К тому, кто продает в своей лавке или у входа в свою лавку. Если, однако, он продает ее оптовому пекарю или в магазин, соседствующий с оптовым пекарем, он обязан отделить и вторую десятину. הַנַּחְתּוֹמִים לֹא חִיְּבוּם חֲכָמִים לְהַפְרִישׁ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי מִן הַדְּמַאי אֶלָּא תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר בִּלְבַד כְּדֵי שֶׁיַּפְרִישֶׁנָּה בְּטָהֳרָה עִם הַחַלָּה. וְהַלּוֹקֵחַ מַפְרִישׁ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּמוֹכֵר בַּחֲנוּתוֹ אוֹ עַל פֶּתַח חֲנוּתוֹ. אֲבָל הַמּוֹכֵר לְפַלְטֵר אוֹ בַּחֲנוּת הַסְּמוּכָה לְפַלְטֵר חַיָּב לְהַפְרִישׁ אַף מַעֲשֵׂר שֵׁנִי:
13. [Следующие правила применяются, когда] два человека собирают урожай со своих виноградников в общий чан, и одному из них не доверяют в отношении десятины. Даже если тот, кому доверяют [относительно десятины], уже отдал десятину со своего урожая, когда он берет свою порцию вина, он обязан отделить десятину, как это делают при вычете доли простого человека. Что подразумевается? Если они были равными партнерами, и кто-то берет 200 бревен в качестве своей доли, он должен отделить одно бревно в качестве приношения от десятины и десять логов в качестве второй десятины из 100 логов [простого человека]. [Это все, что требуется,] ибо он уже выделил десятину для продукта, который определенно не был десятиной для половины всего количества в чане. Точно так же, если его доля составляла треть или четвертую часть, он должен отделить [десятину от продукта, который он берет] пропорционально. שְׁנַיִם שֶׁבָּצְרוּ כַּרְמֵיהֶן בְּתוֹךְ גַּת אַחַת וְהָאֶחָד מֵהֶם אֵינוֹ נֶאֱמָן עַל הַמַּעַשְׂרוֹת. אַף עַל פִּי שֶׁעִשֵּׂר זֶה הַנֶּאֱמָן עַל חֶלְקוֹ כְּשֶׁהוּא נוֹטֵל חֶלְקוֹ מִן הַיַּיִן חַיָּב לְהַפְרִישׁ מִמֶּנּוּ מַעֲשֵׂר דְּמַאי עַל חֵלֶק עַם הָאָרֶץ. כֵּיצַד. הָיוּ מֶחֱצָה לְמֶחֱצָה וְנוֹטֵל בְּחֶצְיוֹ מָאתַיִם לוֹג יַיִן הֲרֵי זֶה מַפְרִישׁ מִמֶּנּוּ לוֹג אֶחָד תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר וְעֶשֶׂר מַעֲשֵׂר שֵׁנִי כְּנֶגֶד הַמֵּאָה לוֹג שֶׁהֲרֵי הִפְרִישׁ הַמַּעֲשֵׂר שֶׁל וַדַּאי תְּחִלָּה עַל חֲצִי כָּל שֶׁדְּרָכוֹ בַּגַּת. וְכֵן אִם הָיָה שְׁלִישׁ אוֹ רְבִיעַ מַפְרִישׁ לְפִי חֶשְׁבּוֹן:
Поддержите сайт
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter