СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 23:31

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы десятины. Гл. 12

1. Если кто-либо покупает продукты у человека, на которого мы не полагаемся в отношении десятины, и забыл отделить десятину до наступления субботы или праздника — в которые он не имеет права давать десятину — он должен спросить этого человека о его статусе. Если он скажет ему, что десятина была отделена, то можно положиться на его слово в эту субботу. Точно так же, если другой человек, на которого мы не можем положиться, скажет ему, что десятина была отделена, то можно взять их на основании его слов в ту субботу. [Это верно], даже если у него есть другие продукты того типа, от которых были сделаны отделения. [Обоснование состоит в том, что] благоговение перед субботой касается простых людей, и они не совершат проступка в этот день. הַלוֹקֵחַ פֵּרוֹת מִמִּי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן עַל הַמַּעַשְׂרוֹת וְשָׁכַח לְעַשְּׂרָן וְנִכְנְסָה שַׁבָּת אוֹ יוֹם טוֹב שֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לְעַשֵּׂר הֲרֵי זֶה שׁוֹאֲלוֹ. וְאִם אָמַר לוֹ מְעֻשָּׂרִין הֵן אוֹכֵל עַל פִּיו בְּשַׁבָּת. וְכֵן אִם אָמַר לוֹ אֶחָד שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן מְעֻשָּׂרִין הֵן אוֹכֵל עַל פִּיו בְּאוֹתָהּ שַׁבָּת. וַאֲפִלּוּ הָיוּ לוֹ פֵּרוֹת אֲחֵרוֹת מְתֻקָּנִין מֵאוֹתוֹ הַמִּין מִפְּנֵי שֶׁאֵימַת שַׁבָּת עַל עַמֵּי הָאָרֶץ וְאֵינוֹ עוֹבֵר בָּהּ עֲבֵרָה:
2. Даже если кто-то полагается на слово простого человека, чтобы поесть в субботу, он не должен есть эти продукты после завершения субботы, пока не отделит десятину, как подобает поступать с плодами сомнительного статуса, на всю сумму, что он съел в субботу и что осталось. Ибо снисхождение, [чтобы] доверить ему, было дано только по необходимости для этой субботы. Если суббота и праздник следуют друг за другом, то, если спросили [у обычного человека о продуктах] в одну из них, он может взять их в другую, поскольку у него не было возможности отдать десятину в промежутке. Аналогичные законы действуют в отношении двух дней [для каждого праздника, отмечаемого] в диаспоре. אַף עַל פִּי שֶׁהוּא אוֹכֵל עַל פִּיו בְּשַׁבָּת הֲרֵי זֶה לֹא יֹאכַל מֵאוֹתָן הַפֵּרוֹת לְמוֹצָאֵי שַׁבָּת עַד שֶׁיְּעַשֵּׂר דְּמַאי עַל הַכּל עַל שֶׁאָכַל בְּשַׁבָּת וְעַל הַנִּשְׁאָר שֶׁלֹּא הֵקֵלּוּ וְהֶאֱמִינוּהוּ אֶלָּא לְצֹרֶךְ אוֹתָהּ שַׁבָּת. הָיְתָה שַׁבָּת וְיוֹם טוֹב סָמוּךְ לָהּ וּשְׁאָלוֹ בְּאֶחָד מֵהֶן אוֹכֵל אַף בַּשֵּׁנִי. מִפְּנֵי שֶׁלֹּא נִרְאֶה לְעַשֵּׂר בֵּינְתַיִם. וְכֵן בִּשְׁנֵי יָמִים טוֹבִים שֶׁל גָּלֻיּוֹת:
3. Если кто-то дал клятву, что человек, скрупулезно соблюдающий законы о десятине, воспользуется его гостеприимством в субботу, но [гость] не доверяет [хозяину] в отношении десятины, он может спросить его и есть на основании его заявлений в первую субботу. Во вторую субботу, несмотря на то, что он дал клятву не получать от него пользу, пока тот не примет его гостеприимство, ему не следует есть, пока он не даст десятину, как это делается с плодами сомнительного статуса. הַנִּשְׁבָּע עַל חֲבֵרוֹ שֶׁיֹּאכַל עִמּוֹ בְּשַׁבָּת וְהוּא אֵינוֹ מַאֲמִינוֹ עַל הַמַּעַשְׂרוֹת שׁוֹאֵל וְאוֹכֵל עַל פִּיו בַּשַּׁבָּת הָרִאשׁוֹנָה בִּלְבַד. אֲבָל בְּשַׁבָּת שְׁנִיָּה אַף עַל פִּי שֶׁנָּדַר מִמֶּנּוּ הֲנָאָה אִם לֹא יֹאכַל אֶצְלוֹ לֹא יֹאכַל עַד שֶׁיְּעַשֵּׂר דְּמַאי:
4. Если мы видим, что человек, не заслуживающий доверия [в отношении отделения десятины], отделил приношение от десятины от принадлежащего ему продукта, который носит сомнительный статус, и мы увидели, что впоследствии отделенное попало обратно, будь то в этот [склад продуктов] или в другой, и он сказал: «Я отделил его», — мы принимаем его слово — даже в течение недели — и можем есть этот продукт на этом основании. Как обычные люди боятся субботы, так и они боятся смеси будничного с приношением, и не подозревают, что заставляют других есть такие продукты. מִי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן שֶׁרְאִינוּהוּ שֶׁהִפְרִישׁ תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר מִפֵּרוֹתָיו שֶׁהֵן דְּמַאי וּרְאִינוּהוּ שֶׁחָזְרָה וְנָפְלָה בְּפָנֵינוּ בֵּין לְמָקוֹם אַחֵר בֵּין לִמְקוֹמָהּ וְחָזַר וְאָמַר הִפְרַשְׁתִּיהָ נֶאֱמָן אֲפִלּוּ בְּחל וְאוֹכֵל עַל פִּיו. כְּשֵׁם שֶׁאֵימַת שַׁבָּת עַל עַמֵּי הָאָרֶץ כָּךְ אֵימַת דִּמּוּעַ עֲלֵיהֶם וְאֵינָן חֲשׁוּדִין לְהַאֲכִיל אֶת הַמְדֻמָּע:
5. Если видим, что человек, не заслуживающий доверия, отделяет первую десятину от таких-то продуктов и говорит, что отделил вторую десятину, то слово его принимается. Если же он отделил вторую десятину в нашем присутствии и сказал, что отделил первую десятину, то слово его не принимается, потому что вторая десятина принадлежит ему. [Таким образом] тот, кому доверяют в отношении второй десятины, не доверяют в отношении первой, а тот, кому доверяют в отношении первой, доверяют в отношении второй. Соответственно, когда человек, которому не доверяют, приносит продукты из своего дома и говорит: «Это первая десятина», его слово принимается, и нет необходимости отделять приношения и десятину от [отделенных продуктов]. Если же он говорит: «Это вторая десятина», его слово не принимается. [Отделенные продукты] считаются сомнительного статуса, и мы должны отделить от них приношение от десятины. Мне кажется, что он должен выкупить всё. מִי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן שֶׁרְאִינוּהוּ שֶׁהִפְרִישׁ מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן מִפֵּרוֹת אֵלּוּ וְאָמַר שֶׁהִפְרִישׁ מֵהֶן מַעֲשֵׂר שֵׁנִי נֶאֱמָן. הִפְרִישׁ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי בְּפָנֵינוּ וְאָמַר שֶׁהִפְרִישׁ מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן אֵינוֹ נֶאֱמָן שֶׁהַשֵּׁנִי שֶׁלּוֹ. וְהַנֶּאֱמָן עַל הַשֵּׁנִי אֵינוֹ נֶאֱמָן עַל הָרִאשׁוֹן. וְהַנֶּאֱמָן עַל הָרִאשׁוֹן נֶאֱמָן עַל הַשֵּׁנִי. לְפִיכָךְ מִי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן שֶׁהוֹצִיא פֵּרוֹת מִבֵּיתוֹ וְאָמַר אֵלּוּ מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן נֶאֱמָן. וְאֵין מַפְרִישִׁין מֵהֶן תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת. וְאִם אָמַר אֵלּוּ מַעֲשֵׂר שֵׁנִי אֵינוֹ נֶאֱמָן וַהֲרֵי הֵן דְּמַאי וּמַפְרִישִׁין מֵהֶן תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁהוּא פּוֹדֶה אֶת כֻּלָּם:
6. Если кто скажет человеку, чье слово не принимается в отношении десятины: «Купи для меня [продукты] у того, кто дает десятину», и тот пошел и принес ему продукты, то слово его не принимается. Если он сказал ему: «Купи мне у, такого-то и, такого-то», то слово другого человека принимается, если он скажет, что купил у него, ибо он побоится солгать, чтобы [начальник] не спросил того человека. Если он пошел купить [продукты] у того, кто был назван, но сказал: «Я не смог найти его, поэтому я купил его для тебя у другого человека, заслуживающего доверия», то его слово не принимается. הָאוֹמֵר לְמִי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן עַל הַמַּעַשְׂרוֹת קַח לִי מִמִּי שֶׁהוּא מְעַשֵּׂר וְהָלַךְ וְלָקַח וְהֵבִיא לוֹ אֵינוֹ נֶאֱמָן. וְאִם אָמַר לוֹ קַח לִי מֵאִישׁ פְּלוֹנִי הֲרֵי זֶה נֶאֱמָן לוֹמַר מִמֶּנּוּ לָקַחְתִּי שֶׁהֲרֵי מִתְיָרֵא שֶׁמָּא יִשְׁאָלֶנּוּ. הָלַךְ לִקַּח לוֹ מֵאוֹתוֹ פְּלוֹנִי וְאָמַר לֹא מְצָאתִיו וְלָקַחְתִּי לְךָ מֵאַחֵר שֶׁהוּא נֶאֱמָן אֵינוֹ נֶאֱמָן:
7. [Следующие правила применяются, когда человек] входит в город, где он никого не знает, и спрашивает: «Кто благонадежен? Кто дает десятину?» Если кто-то отвечает: «Я», то его слово не принимается. Если же он скажет: «Такой-то и, такой-то», его слово принимается, и [путник] может купить у него [продукты] и питаться на их основе. Если [путник] пошел и купил у того человека и спросил его: «Кто здесь продает виноградное вино?», а тот отвечает: «Тот, кто послал тебя», то его слово принимается, даже если окажется, что они в сговоре. הַנִּכְנָס לְעִיר וְאֵינוֹ מַכִּיר אָדָם שָׁם וְאָמַר מִי כָּאן נֶאֱמָן מִי כָּאן מְעַשֵּׂר וְאָמַר לוֹ אֶחָד אֲנִי. אֵינוֹ נֶאֱמָן. אָמַר לוֹ אִישׁ פְּלוֹנִי הֲרֵי זֶה נֶאֱמָן. וְלוֹקֵחַ מֵאוֹתוֹ פְּלוֹנִי אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ מַכִּירוֹ וְהוֹלֵךְ וְאוֹכֵל עַל פִּיו. הָלַךְ וְלָקַח מִמֶּנּוּ וְשָׁאַל לוֹ מִי כָּאן מוֹכֵר יַיִן יָשָׁן אָמַר לוֹ זֶה שֶׁשְּׁלָחֲךָ אֶצְלִי אַף עַל פִּי שֶׁהֵן כְּגוֹמְלִין זֶה אֶת זֶה הֲרֵי אֵלּוּ נֶאֱמָנִין:
8. В каких случаях применяется вышесказанное? Если путник не знаком ни с одним человеком в том месте. Если же он знаком с людьми там, то должен покупать только у человека [с устоявшейся репутацией], соблюдающего законы. Если он остается в том месте в течение 30 дней, даже если он не знаком ни с кем там, он должен покупать продукты только у знатока. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּזְמַן שֶׁאֵינוֹ מַכִּיר אָדָם שָׁם. אֲבָל אִם מַכִּיר אָדָם שָׁם לֹא יִקַּח אֶלָּא מִן הַמֻּמְחֶה. וְאִם שָׁהָה שָׁם שְׁלֹשִׁים יוֹם אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ מַכִּיר אָדָם שָׁם לֹא יִקַּח אֶלָּא מִן הַמֻּמְחֶה:
9. Эти послабления были сделаны только в отношении приношений и десятины, но в отношении продуктов субботнего года и вопросов ритуальной чистоты следует покупать только у человека [с устоявшейся репутацией], соблюдающего законы. וְלֹא הִתִּירוּ דְּבָרִים אֵלּוּ אֶלָּא בִּתְרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת. אֲבָל לְעִנְיַן פֵּרוֹת שְׁבִיעִית אוֹ לְעִנְיַן טָהֳרוֹת לֹא יִקַּח אֶלָּא מִן הַמֻּמְחֶה:
10. Если погонщики ослов входят в город и один из них говорит: «От моего продукта не было произведено соответствующего отделения, но оно было произведено от продукта человека, скрупулезно соблюдающего законы о десятине», то его слово не принимается. Мы опасаемся, что, возможно, они сговорились в обмане. הַחַמָּרִין שֶׁנִּכְנְסוּ לָעִיר וְאָמַר אֶחָד מֵהֶן פֵּרוֹת אֵלּוּ אֵינָם מְתֻקָּנִים וּפֵרוֹת חֲבֵרִי מְתֻקָּנִין אֵינוֹ נֶאֱמָן שֶׁמָּא קְנוּנְיָא עָשׂוּ בֵּינֵיהֶן:
11. Если человек продает продукты в Сирии и говорит, что они из Земли Израиля, то покупатель обязан отдать десятину. Если он говорит, что десятину уже отдал, то его слова принимаются. [Смысл в том, что] тот же человек, чьи слова вызвали наше подозрение, также и ослабил его. Если он говорит: «Они мои», [покупатель] обязан отдать десятину. Если он говорит, что десятину уже отдал, его слово принимается. [Объясняется это тем, что] то же самое заявление, которое вызвало наше подозрение, также ослабило его. Если известно, что [продавец] владеет землей в Сирии и большая часть продаваемой им продукции — с его собственного поля, тот, кто покупает у него, обязан дать десятину, поскольку мы предполагаем, что он принес продукцию со своего поля. הַמּוֹכֵר פֵּרוֹת בְּסוּרְיָא וְאָמַר מִשֶּׁל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל הֵם חַיָּב הַלּוֹקֵחַ לְעַשֵּׂר. מְעֻשָּׂרִין הֵן נֶאֱמָן שֶׁהַפֶּה שֶׁאָסַר הוּא הַפֶּה שֶׁהִתִּיר. מִשֶּׁלִּי הֵן חַיָּב לְעַשֵּׂר. מְעֻשָּׂרִין הֵן נֶאֱמָן שֶׁהַפֶּה שֶׁאָסַר הוּא הַפֶּה שֶׁהִתִּיר. וְאִם יָדוּעַ שֶׁיֵּשׁ לוֹ קַרְקַע בְּסוּרְיָא וְהָיָה רֹב מִמְכָּרוֹ מִשָּׂדֵהוּ חַיָּב הַלּוֹקֵחַ מִמֶּנּוּ לְעַשֵּׂר. שֶׁחֶזְקָתוֹ שֶׁמִּשָּׂדֵהוּ הֱבִיאָם:
12. Если бедняки говорят: «Этот продукт из паданца, забытого и края поля», то их слова принимаются, если только есть житницы, в которых можно найти «паданец», «забытое» и «край поля», и если [бедняк] находится достаточно близко к житнице, чтобы он мог пойти к ней и вернуться в тот же день. Если они сказали: «Это из десятины, отданной бедным», то их слово принимается в течение всех этих лет. Слово этих людей принимается только в отношении предметов, которые люди обычно отдают [бедным]. עֲנִיִּים שֶׁאָמְרוּ פֵּרוֹת אֵלּוּ שֶׁל לֶקֶט שִׁכְחָה וּפֵאָה הֲרֵי אֵלּוּ נֶאֱמָנִין כָּל זְמַן הַגֳּרָנוֹת שֶׁהַלֶּקֶט וְהַשִּׁכְחָה וְהַפֵּאָה מְצוּיִים. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה קָרוֹב מִן הַגֹּרֶן כְּדֵי שֶׁיֵּצֵא וְיָבוֹא בּוֹ בַּיּוֹם. וְאִם אָמְרוּ שֶׁל מַעֲשַׂר עָנִי הֵם הֲרֵי אֵלּוּ נֶאֱמָנִין כָּל הַשָּׁנָה כֻּלָּהּ. וְאֵינָן נֶאֱמָנִין אֶלָּא עַל דָּבָר שֶׁדֶּרֶךְ בְּנֵי אָדָם לִתְּנוֹ:
13. Что же подразумевается? [Бедняки говорят:] «Эта пшеница из паданца, забытого и края поля», — их слово принимается. [Если они говорят: «Эта мука из паданца, забытого и края поля», их слова не принимаются. Само собой разумеется, не принимается их слово, когда они говорят, что хлеб получен из подаяний бедным. Вместо этого [такие изделия] следует отдать на десятину, как в случае с плодами сомнительного статуса. כֵּיצַד. חִטִּים אֵלּוּ לֶקֶט שִׁכְחָה וּפֵאָה הֵם הֲרֵי אֵלּוּ נֶאֱמָנִים. קֶמַח זֶה שֶׁל לֶקֶט שִׁכְחָה וּפֵאָה הוּא אֵינָם נֶאֱמָנִין. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁאֵין נֶאֱמָנִין עַל הַפַּת לוֹמַר מִמַּתְּנוֹת עֲנִיִּים הוּא אֶלָּא מִתְעַשְּׂרִין דְּמַאי:
14. Подобно этому, их слово принимается в отношении зерен риса [пока они с мякиной]. Однако их слово не принимается в отношении мякины или вареных зерен. Их слово принимается в отношении бобов [в шелухе]. Однако их слово не принимается в отношении сырых, лущеных или вареных бобов. Их слово принимается, когда они говорят, что масло было из десятины для бедных. Однако их слово не принимается, если они говорят, что оно получено из остатков оливок. Их слово принимается в отношении сырых овощей, но не в отношении вареных, если только речь не идет о небольшом количестве. Ведь обычно хозяева дома дают бедняку немного овощей из своей кастрюли. И поскольку он может сказать: «Это дал мне хозяин дома», то он может сказать: «Я приготовил это из подаренных мне овощей». נֶאֱמָנִין עַל הַשְּׂעוֹרָה שֶׁל אֹרֶז וְאֵין נֶאֱמָנִין עָלָיו בֵּין חַי בֵּין מְבֻשָּׁל. נֶאֱמָנִין עַל הַפּוֹל וְאֵין נֶאֱמָנִין עַל הַגְּרִיסִין בֵּין חַיִּין בֵּין מְבֻשָּׁלִין. נֶאֱמָנִין עַל הַשֶּׁמֶן לוֹמַר שֶׁל מַעֲשַׂר עָנִי הוּא וְאֵין נֶאֱמָנִין לוֹמַר שֶׁל זֵיתֵי נִקּוּף הֵם. נֶאֱמָנִין עַל הַיָּרָק חַי וְלֹא מְבֻשָּׁל אֶלָּא אִם כֵּן הָיָה דָּבָר מֻעָט. שֶׁכֵּן דֶּרֶךְ בַּעֲלֵי בָּתִּים לִתֵּן מְעַט יָרָק מְבֻשָּׁל מִקְּדֵרָתוֹ לְעָנִי. וּמִתּוֹךְ שֶׁיָּכוֹל לוֹמַר הַבַּעַל הַבַּיִת נְתָנוֹ לִי יָכוֹל לוֹמַר אֲנִי בִּשַּׁלְתִּיו מִמַּתְּנוֹתַי:
15. Точно так же слово левита, который говорит: «Этот продукт — из первой десятины, от которой отделили приношение», всегда принимается в отношении приношения от десятины, так же как слово еврея из другого колена всегда принимается в отношении большого приношения. Однако [слово левита] не принимается в отношении освобождения [зерна] от второй десятины. וְכֵן בֶּן לֵוִי שֶׁאָמַר פֵּרוֹת אֵלּוּ מִמַּעֲשֵׂר רִאשׁוֹן שֶׁנִּטְּלָה תְּרוּמָתוֹ הֵם הֲרֵי זֶה נֶאֱמָן לְעוֹלָם עַל תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר כְּשֵׁם שֶׁיִּשְׂרָאֵל נֶאֱמָן עַל תְּרוּמָה גְּדוֹלָה. אֲבָל אֵינוֹ נֶאֱמָן עָלָיו לְפָטְרוֹ מִמַּעֲשֵׂר שֵׁנִי:
16. Все вышесказанное относится к обычному человеку, который не подозревается [в нарушении этих запретов] и не заслуживает доверия [в их соблюдении]. Однако если кто-то подозревается в продаже приношения как обычных продуктов, запрещено покупать у него все, что связано с приношением приношения и десятины. Даже кишки рыбы [нельзя покупать у него], потому что к ним примешивается масло. Однако запрещено покупать только те продукты, которые продает такой человек в это время. В отличие от этого, разрешается покупать у него на складе, поскольку он будет опасаться подмешивать приношение в свои запасы [продуктов], чтобы об этом не стало известно и он не потерял все. Точно так же запрещено покупать что-либо, имеющее отношение к десятине, у человека, который подозревается в продаже второй десятины как обычных продуктов. Все это — наказание, [наложенное] постановлением мудрецов. אֵין כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ אֲמוּרִין אֶלָּא בְּעַם הָאָרֶץ שֶׁאֵינוֹ לֹא חָשׁוּד וְלֹא נֶאֱמָן. אֲבָל מִי שֶׁהוּא חָשׁוּד לִמְכֹּר תְּרוּמָה לְשֵׁם חֻלִּין אָסוּר לִקַּח מִמֶּנּוּ כְּלָל דָּבָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ זִקַּת תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר אֲפִלּוּ קִרְבֵי דָּגִים מִפְּנֵי שֶׁנּוֹתְנִין בָּהֶם שֶׁמֶן. וְאֵין אָסוּר אֶלָּא כָּל שֶׁלְּפָנָיו. אֲבָל אֲצָרוֹ מֻתָּר לִקַּח מִמֶּנּוּ מִפְּנֵי שֶׁהוּא מִתְיָרֵא לְעָרֵב תְּרוּמָה בְּאוֹצָרוֹ שֶׁמָּא יִוָּדַע הַדָּבָר וְיַפְסִיד הַכּל. וְכֵן הֶחָשׁוּד לְמַעֲשֵׂר שֵׁנִי לְמָכְרָן לְשֵׁם חֻלִּין אֵין לוֹקְחִין מִמֶּנּוּ דָּבָר שֶׁיֵּשׁ עָלָיו זִקַּת מַעֲשֵׂר. וְכָל זֶה קְנָס מִדִּבְרֵיהֶם:
17. Если же человек, подозреваемый в проступке, свидетельствует, что десятина отделена от продуктов, принадлежащих другому человеку, его слово принимается. [Мы исходим из предположения, что человек не будет грешить, не получая никакой выгоды. Само собой разумеется, это относится и к обычному человеку. Поэтому, если обычный человек говорит: «[Этот продукт] — неотделенный, а этот — приношение. Это точно плоды неопределенного статуса», то его слова принимаются, даже в отношении его собственных продуктов. Если же он сказал: «От этого продукта были сделаны необходимые отделения», его слово принимается в отношении продуктов других людей, если не окажется, что они действуют в сговоре, как мы объясняли. חָשׁוּד שֶׁהֵעִיד עַל שֶׁל אֲחֵרִים נֶאֱמָן. חֲזָקָה אֵין אָדָם חוֹטֵא וְלֹא לוֹ. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר עַם הָאָרֶץ. לְפִיכָךְ עַם הָאָרֶץ שֶׁאָמַר זֶה טֶבֶל וְזֶה תְּרוּמָה זֶה וַדַּאי וְזֶה דְּמַאי אֲפִלּוּ בְּשֶׁלּוֹ נֶאֱמָן. אָמַר אֵלּוּ פֵּרוֹת מְתֻקָּנִין בְּשֶׁל אֲחֵרִים נֶאֱמָן וְהוּא שֶׁלֹּא יֵרָאוּ כְּעוֹשֶׂה קְנוּנְיָא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
18. Если кто-то продает продукты своему собрату и после того, как продукты уходят из его рук, он говорит покупателю: «Продукты, которые я продал тебе, — это плоды неопределенного статуса. Мясо — это мясо первородного животного. А вино — это вино, которое было налито в качестве возлияния ложному божеству». По букве закона слово продавца не должно приниматься, даже если он — человек, скрупулезно соблюдающий законы о десятине. Человек, который жаждет, должен быть строг к себе. Если он примет его слово, [его поведение] достойно похвалы, даже если [продавец] — обычный человек. הַמּוֹכֵר פֵּרוֹת לַחֲבֵרוֹ וְאַחַר שֶׁיָּצְאוּ מִתַּחַת יָדוֹ אָמַר לַלּוֹקֵחַ פֵּרוֹת שֶׁמָּכַרְתִּי לְךָ טְבָלִים הֵן. הַבָּשָׂר בְּשַׂר בְּכוֹר הָיָה. הַיַּיִן יֵין נֶסֶךְ. שׁוּרַת הַדִּין שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן אֲפִלּוּ הָיָה הַמּוֹכֵר חָבֵר וְהַזָּרִיז מַחֲמִיר עַל עַצְמוֹ. וְאִם הֶאֱמִינוֹ הֲרֵי זֶה מְשֻׁבָּח אֲפִלּוּ הָיָה הַמּוֹכֵר עַם הָאָרֶץ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter