СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 00:19

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым. Гл. 2

1. Мертворожденный плод, даже если он недоразвит и его конечности еще не прочно соединены сухожилиями, передает ритуальную нечистоту, если к нему прикасаются, несут или, когда человек находится в одном строении с ним, подобно трупу умершего взрослого человека, как подразумевается в сказанном («Бамидбар» 19:11): «Коснувшийся мертвого (тела) всякого человека». Аналогично, мера размером с оливку от плоти трупа передает нечистоту, как и весь труп, независимо от того, сохранил ли он влагу или стал сухим, как черепок. Размытая плоть подобна плоти и наделяет ее нечистотой, когда в ней присутствует часть размером с оливку. Что подразумевается под термином «размытая плоть»? Плоть, которая разложилась и превратилась в гнилую жидкую массу, при условии, что жидкая масса, образовавшаяся из трупа, свернулась. Ибо если она свернулась, то очевидно, что она происходит из плоти трупа. Если же она не свернулась, то она не придает нечистоты, так как, возможно, это мокрота умершего или другие жидкости тела. הַנֵּפֶל אַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא נִתְקַשְּׁרוּ אֵיבָרָיו בְּגִידִין מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל כְּאָדָם גָּדוֹל שֶׁמֵּת שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט יא) «הַנֹּגֵעַ בְּמֵת לְכָל נֶפֶשׁ אָדָם». וְכֵן כְּזַיִת מִבְּשַׂר הַמֵּת בֵּין לַח בֵּין יָבֵשׁ כְּחֶרֶשׂ מְטַמֵּא כְּמֵת שָׁלֵם. וְהַנֶּצֶל בַּבָּשָׂר מְטַמֵּא בִּכְזַיִת. אֵיזֶהוּ נֶצֶל זֶה הַבָּשָׂר שֶׁנִּמּוֹחַ וְנַעֲשֶׂה לֵחָה סְרוּחָה. וְהוּא שֶׁתִּקְרשׁ אוֹתָהּ הַלֵּחָה הַנִּמְצֵאת מִן הַמֵּת שֶׁאִם קָרְשָׁה בְּיָדוּעַ שֶׁהוּא מִבְּשָׂרוֹ וְאִם לֹא קָרְשָׁה אֵינָהּ מְטַמְּאָה שֶׁמָּא כִּיחוֹ וְנִיעוֹ הוּא:
2. Несмотря на то, что все эти меры были переданы Моше на Синае в качестве законов, наши мудрецы сказали: в момент зачатия тело человека размером с оливку. Поэтому мера, на которую его плоть наделяется ритуальной нечистотой, равна размеру оливки. אַף עַל פִּי שֶׁהַשִּׁעוּרִין כֻּלָּם הֲלָכָה לְמשֶׁה מִסִּינַי הֵן אָמְרוּ חֲכָמִים תְּחִלַּת בְּרִיָּתוֹ שֶׁל אָדָם כְּזַיִת וּלְפִיכָךְ שִׁעוּר טֻמְאַת בְּשָׂרוֹ כְּזַיִת:
3. Конечность, отрезанная от живого человека, считается цельным трупом и передает нечистоту, когда ее трогают, несут или человек находится под одной с ней крышей. Это применимо даже к конечности новорожденного младенца, так как не существует минимальной меры, применимой к целостным конечностям. Это вытекает из сказанного («Бамидбар» 19:16): «И всякий, кто коснется в поле убитого мечом или умершего, или кости человеческой, или могилы». Известно, что законы, применяемые к убитому мечом, такие же, как и к убитому камнем или другим способом. Согласно устной традиции, мы узнали, что этот стих приводится только для того, чтобы считать конечность, отрубленную мечом, нечистой. В каких случаях это применимо? Когда конечность была цела, как это было при появлении на свет плоти, сухожилий и костей, как сказано: «Или кости человеческой». Подразумевается, что кость должна быть подобна человеку, то есть человеческому трупу. Как труп человека имеет плоть, сухожилия и кости, так и конечность живого человека должна быть неповрежденной, такой, какой она была в момент его появления на свет, и иметь плоть, сухожилия и кости. В отличие от этого, почка, язык и т.п., хотя и считаются полноценными органами, но поскольку не содержат костей, считаются остатками плоти человека. Если в конечности, отрезанной от живого человека, отсутствовало даже малейшее количество костей, вся конечность считается чистой. Следующие правила применяются, если часть ее плоти отсутствовала: Если на ней осталось достаточно плоти, чтобы, если бы человек был жив, его плоть регенерировала, исцелилась и вернулась в состояние целостности, конечность становится нечистой, когда ее трогают, несут или, когда человек находится с ней под одной крышей. Если нет, то она придает нечистоту, когда ее трогают, несут, но не тогда, когда человек находится с ней под одной крышей. Плоть, отделенная от живого человека, ритуально чиста. Точно так же кость без плоти, отделенная от живого человека, ритуально чиста. אֵיבָר שֶׁנֶּחְתַּךְ מִן הָאָדָם הַחַי הֲרֵי הוּא כְּמֵת שָׁלֵם מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל אֲפִלּוּ אֵיבָר קָטָן שֶׁל קָטָן בֶּן יוֹמוֹ שֶׁהָאֵיבָרִים אֵין לָהֶם שִׁעוּר שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט טז) «כּל אֲשֶׁר יִגַּע עַל פְּנֵי הַשָּׂדֶה בַּחֲלַל חֶרֶב» וְהַדָּבָר יָדוּעַ שֶׁדִּין חֲלַל חֶרֶב כְּדִין חֲלַל אֶבֶן אוֹ חֲלַל שְׁאָר דְּבָרִים מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁלֹּא בָּא זֶה אֶלָּא לְטַמֵּא נוֹגֵעַ בְּאֵיבָר שֶׁפְּלָטַתּוּ הַחֶרֶב. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה הָאֵיבָר שָׁלֵם כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט טז) «אוֹ בְעֶצֶם אָדָם» עֶצֶם שֶׁהוּא כְּאָדָם מַה אָדָם בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת אַף אֵיבָר מִן הַחַי עַד שֶׁיִּהְיֶה כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת. אֲבָל הַכֻּלְיָא וְהַלָּשׁוֹן וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אַף עַל פִּי שֶׁהֵן אֵיבָר בִּפְנֵי עַצְמָן הוֹאִיל וְאֵין בָּהֶן עֶצֶם הֲרֵי הֵן כִּשְׁאָר הַבָּשָׂר. חָסַר מִן הָעֶצֶם שֶׁל אֵיבָר כָּל שֶׁהוּא הֲרֵי הָאֵיבָר כֻּלּוֹ טָהוֹר. חָסַר מִבְּשָׂרוֹ אִם נִשְׁאַר עָלָיו בָּשָׂר שֶׁרָאוּי לַעֲלוֹת בּוֹ אֲרוּכָה בְּחַי וְיִתְרַפֵּא וְיִשָּׁלֵם. הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל. וְאִם לָאו מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּאֹהֶל. וּבָשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַחַי טָהוֹר. וְכֵן עֶצֶם בְּלֹא בָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַחַי טָהוֹר:
4. Если конечность отделена от трупа, она передает нечистоту, как и труп, когда его трогают, несут или, когда человек находится под одной с ним крышей, при условии, что она цела, как это было при появлении на свет плоти, сухожилий и костей. Если часть кости отсутствовала, то при наличии на ней части плоти размером хотя бы с оливку, она приобретает нечистоту, как и весь труп. Следующие правила применяются, если не хватило части плоти, но не костей. Если на ней осталось достаточно плоти, чтобы, если бы человек был жив, его плоть восстановилась, она приобретает нечистоту, как и весь труп. Если же нет, то она подобна другим костям трупа, на которых нет плоти. אֵיבָר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַמֵּת מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל כְּמֵת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה שָׁלֵם כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת. חָסַר עַצְמוֹ אִם נִשְׁאַר עָלָיו בָּשָׂר כְּזַיִת מְטַמֵּא כְּמֵת שָׁלֵם. חָסַר הַבָּשָׂר וְלֹא חָסַר הָעֶצֶם אִם נִשְׁאַר עָלָיו כְּדֵי לַעֲלוֹת אֲרוּכָה בְּחַי מְטַמֵּא כְּמֵת שָׁלֵם וְאִם לָאו הֲרֵי הוּא כִּשְׁאָר עַצְמוֹת הַמֵּתִים שֶׁאֵין עֲלֵיהֶן הַבָּשָׂר:
5. Костный мозг вызывает регенерацию плоти на ее поверхности. Поэтому если тазобедренная кость трупа — кость, закрытая с обеих сторон, — имеет достаточно костного мозга, чтобы вызвать регенерацию плоти, она считается целым трупом. Если кость имеет костный мозг, который высох и гремит внутри, действуют следующие законы. Если часть костного мозга размером с оливку, то кость приобретает нечистоту, когда человек находится под одним навесом. Даже если кость закрыта со всех сторон, нечистота прорывается и поднимается, прорывается и опускается, как будет объяснено далее. Ибо костный мозг во всех контекстах считается подобным плоти. מֹחַ שֶׁבְּתוֹךְ הָעֶצֶם הֲרֵי הוּא מַעֲלֶה אֲרוּכָה מִבַּחוּץ. לְפִיכָךְ קוּלִית הַמֵּת וְהוּא עֶצֶם הַסָּתוּם מִשְּׁנֵי קְצוֹתָיו אִם יֵשׁ בְּתוֹכָהּ מֹחַ כְּדֵי לַעֲלוֹת אֲרוּכָה הֲרֵי זֶה כְּמֵת שָׁלֵם. הָיָה בָּהּ מֹחַ הַמִּתְנַדְנֵד אִם יֵשׁ בּוֹ כְּזַיִת הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּאֹהֶל אַף עַל פִּי שֶׁהָעֶצֶם סָתוּם מִכָּל צְדָדָיו טֻמְאָה בּוֹקַעַת וְעוֹלָה בּוֹקַעַת וְיוֹרֶדֶת כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר שֶׁהַמֹּחַ כְּבָשָׂר לְכָל דָּבָר:
6. Следующие законы действуют, если у человека есть конечность или плоть, которая висит на нем. Даже если их нельзя вернуть к естественному состоянию и жизненной силе, они чисты. Если человек умирает, то плоть чиста, а конечность приобретает ритуальную нечистоту по законам, относящимся к конечности, отрезанной от живого тела, а не по законам, относящимся к конечности, отрезанной от трупа. В чем разница между законами, относящимися к конечности, отрезанной от живого тела, и законами, относящимися к конечности, отрезанной от трупа? Плоть и кости, которые отделяются от конечности, отрезанной от живого человека, являются чистыми. Плоть и кости, которые отделяются от конечности, отрезанной от трупа, считаются как бы отделенными от всего трупа и придают ему нечистоту в соответствии с соответствующими мерами. הָאֵיבָר וְהַבָּשָׂר הַמְדֻלְדָּלִים בָּאָדָם אַף עַל פִּי שֶׁאֵין יְכוֹלִין לַחְזֹר וְלִחְיוֹת טְהוֹרִים. מֵת הָאָדָם הֲרֵי הַבָּשָׂר טָהוֹר וְהָאֵיבָר מְטַמֵּא מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי וְאֵינוֹ מְטַמֵּא מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַמֵּת. מַה בֵּין אֵיבָר מִן הַחַי לְאֵיבָר מִן הַמֵּת. אֵיבָר מִן הַחַי בָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִמֶּנּוּ וְעֶצֶם הַפּוֹרֵשׁ מִמֶּנּוּ טְהוֹרִים וְאֵיבָר מִן הַמֵּת בָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִמֶּנּוּ וְעֶצֶם הַפּוֹרֵשׁ מִמֶּנּוּ כִּמְפֹרָשִׁים מִן הַמֵּת הַשָּׁלֵם וּמְטַמְּאִין בְּשִׁעוּרָן:
7. Не существует минимальной меры ни для конечности, отрезанной от живого тела, ни для конечности, отрезанной от трупа. У человека 248 органов, каждый из которых состоит из плоти, сухожилий и костей. Зубы в это число не входят. У женщины их 251. Любой отделившийся орган, оставаясь нетронутым в момент своего появления на свет, независимо от того, был ли он отделен при жизни человека или после его смерти, передает нечистоту, когда его трогают, несут или он находится под той же крышей, за исключением трех дополнительных органов, которыми обладает женщина. Последние не передают нечистоту, когда человек находится под той же крышей. Аналогично, дополнительный палец, имеющий кость, но не имеющий ногтя, может считаться частью суммы большинства конечностей человека, если он считается на его руке вместе с другими пальцами. Если же она не считается на руке вместе с другими пальцами, то, тем не менее, она может принести нечистоту, когда ее трогают или носят. Однако он не наделяет нечистотой, когда человек находится под тем же навесом. Присущая ей нечистота установлена мудрецами. Если на нем есть ноготь, он приравнивается к другим конечностям. Почему мудрецы постановили, что палец, который не считается, должен придавать нечистоту? Это постановление было защитой от того, что нечистота, которая может быть передана тем, кого считают, будет проигнорирована. Почему они постановили, что он не придает нечистоты, находясь под одним и тем же навесом? Они установили точку различия, чтобы было известно, что нечистота, которую он придает, берет начало в постановлении мудрецов, так что приношение и жертвенное мясо не будут сожжены из-за этого вида нечистоты. וּבֵין אֵיבָר מִן הַחַי בֵּין אֵיבָר מִן הַמֵּת אֵין לָהֶן שִׁעוּר. אָמְרוּ חֲכָמִים מָאתַיִם שְׁמוֹנָה וְאַרְבָּעִים אֵיבָרִים יֵשׁ בָּאִישׁ כָּל אֶחָד וְאֶחָד מֵהֶן בָּשָׂר וְגִידִים וְעֶצֶם וְאֵין הַשִּׁנַּיִם מִן הַמִּנְיָן. וּבְאִשָּׁה מָאתַיִם וְאֶחָד וַחֲמִשִּׁים. כָּל אֵיבָר מֵהֶן שֶׁפֵּרֵשׁ כִּבְרִיָּתוֹ בֵּין מִן הַחַי בֵּין מִן הַמֵּת מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל חוּץ מִשְּׁלֹשָׁה אֵיבָרִים יְתֵרוֹת שֶׁבָּאִשָּׁה שֶׁאֵינָן מְטַמְּאִין בְּאֹהֶל. וְכֵן אֶצְבַּע יְתֵרָה שֶׁיֵּשׁ בָּהּ עֶצֶם וְאֵין בָּהּ צִפֹּרֶן אִם נִסְפֶּרֶת עַל גַּב הַיָּד עוֹלָה לְמִנְיַן רֹב הָאֵיבָרִים וְאִם אֵינָהּ נִסְפֶּרֶת עַל גַּב הַיָּד מְטַמְּאָה בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וְאֵינָהּ מְטַמְּאָה בְּאֹהֶל וְטֻמְאָתָהּ מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְאִם הָיָה בָּהּ צִפֹּרֶן הֲרֵי הִיא כִּשְׁאָר הָאֵיבָרִים. וּמִפְּנֵי מָה גָּזְרוּ טֻמְאָה עַל אֶצְבַּע שֶׁאֵינָהּ נִסְפֶּרֶת גְּזֵרָה מִשּׁוּם הַנִּסְפֶּרֶת. וְלָמָּה לֹא טִמְּאוּהָ בְּאֹהֶל עָשׂוּ לָהּ הֶכֵּר כְּדֵי לְהוֹדִיעַ שֶׁטֻּמְאָתָהּ מִדִּבְרֵיהֶם מִשּׁוּם גְּזֵרָה כְּדֵי שֶׁלֹּא יִשְׂרְפוּ עַל טֻמְאָתָהּ תְּרוּמָה וְקָדָשִׁים:
8. Если на костях трупа нет плоти, то при прикосновении к ним, переноске или нахождении под ними они передают нечистоту, как целый труп, при условии, что видно, что они имеют вид костей, ибо их все равно можно назвать «костями человека». Это те кости, которые придают ритуальную нечистоту трупу: позвоночник, череп, большая часть структуры тела и большая часть количества костей в теле. Что подразумевается под позвоночником, придающим нечистоту? Когда позвоночник не поврежден, он считается целым трупом. Если отсутствует хотя бы один из восемнадцати позвонков, они считаются другими костями. Что подразумевается под черепом, вызывающим нечистоту? Когда череп цел, он считается целым трупом. Если в нем отсутствует часть размером с монету сэла, он считается другими костями. Если в нем есть небольшие отверстия, их площадь суммируется, чтобы выяснить, не уступает ли она площади монете сэла. Вся структура человека состоит из: двух голеней, бедер, ребер и позвоночника. Большая часть структуры трупа считается целым трупом. Что подразумевается? Например, если присутствуют две голени и одно бедро, то это как будто весь труп. Если отсутствует хоть малейшая часть «большей части структуры», то кости считаются как другие кости. Что подразумевается под большинством количества костей? Большинство от количества костей, например, 125 костей. Если их 124, то они считаются другими костями. Даже если у данного конкретного человека были лишние конечности или меньшее их количество, эта цифра рассчитывается по количеству костей большинства людей, если только лишней конечностью не является палец, который имеет ноготь или который считается на руке вместе с другими пальцами. Такой палец учитывается в сумме костей человека, как указано выше. עַצְמוֹת הַמֵּת שֶׁאֵין עֲלֵיהֶם בָּשָׂר אִם נִכֶּרֶת בָּהֶן צוּרַת עֲצָמוֹת הֲרֵי אֵלּוּ מְטַמְּאִין בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל כְּמֵת שָׁלֵם שֶׁאֲנִי קוֹרֵא בָּהֶם (במדבר יט טז) «עֶצֶם אָדָם». וְאֵלּוּ הֵן הָעֲצָמוֹת שֶׁהֵן מְטַמְּאִין כְּמֵת. הַשִּׁדְרָה וְהַגֻּלְגּלֶת וְרֹב בִּנְיָנוֹ וְרֹב מִנְיָנוֹ. הַשִּׁדְרָה כֵּיצַד. שִׁדְרָה שֶׁהִיא שְׁלֵמָה הֲרֵי הִיא כְּמֵת שָׁלֵם וְאִם חָסְרָה אֲפִלּוּ חֻלְיָא אַחַת מִשְּׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה חֻלְיוֹת הֲרֵי הִיא כִּשְׁאָר הָעֲצָמוֹת. הַגֻּלְגּלֶת כֵּיצַד. גֻּלְגּלֶת שֶׁהִיא שְׁלֵמָה הֲרֵי הִיא כְּמֵת וְאִם חָסְרָה כְּסֶלַע הֲרֵי הִיא כִּשְׁאָר הָעֲצָמוֹת. הָיוּ בָּהּ נְקָבִים קְטַנִּים כֻּלָּם מִצְטָרְפִין לִכְסֶלַע. כָּל בִּנְיָנוֹ שֶׁל אָדָם הוּא שְׁתֵּי הַשּׁוֹקַיִם וְהַיְרֵכַיִם וְהַצְּלָעוֹת וְהַשִּׁדְרָה. וְרֹב בִּנְיָנוֹ שֶׁל מֵת הֲרֵי הוּא כְּמֵת שָׁלֵם. כֵּיצַד. כְּגוֹן שְׁתֵּי שׁוֹקָיו וְיָרֵךְ אַחַת אִם חָסֵר רֹב בִּנְיָנוֹ כָּל שֶׁהוּא הֲרֵי הֵן כִּשְׁאָר הָעֲצָמוֹת. רֹב מִנְיָנוֹ כֵּיצַד. רֹב מִנְיַן עֲצָמוֹת כְּגוֹן שֶׁהָיוּ קכ''ה עֶצֶם הֲרֵי אֵלּוּ כְּמֵת שָׁלֵם. הָיוּ קכ''ד הֲרֵי הֵן כִּשְׁאָר הָעֲצָמוֹת. אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה אָדָם זֶה יָתֵר בְּאֵיבָרָיו אוֹ חָסֵר בְּאֵיבָרָיו אֵין מַשְׁגִּיחִין בּוֹ אֶלָּא עַל מִנְיַן רֹב כָּל אָדָם אֶלָּא אִם כֵּן הָיְתָה אֶצְבַּע שֶׁיֵּשׁ בָּהּ צִפֹּרֶן אוֹ שֶׁהָיְתָה נִסְפֶּרֶת עַל גַּב הַיָּד שֶׁהִיא עוֹלָה לְמִנְיָן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
9. Следующие законы применяются к оставшимся костям трупа, если среди них нет ни большинства количества, ни большинства структуры трупа, ни неповрежденного позвоночника, ни неповрежденного черепа. Если среди костей есть четвертая часть кава, то они нечисты, как и весь труп, когда их трогают или переносят, или они находятся под одной структурой. Если костей меньше четверти кава — это относится даже к кости размером с ячменное зерно, — они нечисты, если к ним прикасаются или их переносят. Однако они не оскверняют, если находятся под одной и той же крышей. שְׁאָר עַצְמוֹת הַמֵּת שֶׁאֵין בָּהֶן רֹב מִנְיַן וְלֹא רֹב בִּנְיָן וְלֹא שִׁדְרָה שְׁלֵמָה וְלֹא גֻּלְגּלֶת שְׁלֵמָה אִם הָיָה בָּהֶן רֹבַע הַקַּב הֲרֵי אֵלּוּ מְטַמְּאִים כְּמֵת בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל. הָיוּ פָּחוֹת מֵרֹבַע אֲפִלּוּ עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּאֹהֶל:
10. Если есть одна кость, даже если ее размер составляет четвертую часть кава, она передает нечистоту, если к ней прикасаются или ее несут. Однако она не придает нечистоты, находясь под одной и той же крышей. Нечистота, передаваемая одной костью, — это закон, передаваемый устной традицией. Как сказано («Бамидбар» 19:18): «И всех людей, которые были там, и коснувшегося кости или убитого». Устная традиция учит, что даже кость размером с ячменное зерно придает нечистоту, если к ней прикасаются или несут ее. Поскольку устная традиция преподносит эту нечистоту как закон, она считается законом Торы, а не постановлением мудрецов. הָיָה עֶצֶם אֶחָד אֲפִלּוּ יֵשׁ בּוֹ רֹבַע הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּאֹהֶל. טֻמְאַת עֶצֶם אֶחָד הֲלָכָה מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לְפִי שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט יח) «כָּל הַנּוֹגֵעַ בַּעֶצֶם» לָמְדוּ מִפִּי הַשְּׁמוּעָה אֲפִלּוּ עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא. וּלְפִי שֶׁטֻּמְאָתוֹ הֲלָכָה הֲרֵי הוּא דִּין תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
11. Если кости трупа разлагаются в могиле и превращаются в аутолиз, две горсти его передают нечистоту, когда это количество несут или он находится под той же структурой, что и человек или предмет. Однако он не придает нечистоты, если к нему прикасаются, потому что невозможно прикоснуться к нему целиком, так как он не является цельной сущностью. Даже если он был смешан с водой, различные части не считаются соединенными вместе. מֵת שֶׁהִרְקִיבוּ עַצְמוֹתָיו בַּקֶּבֶר וְנַעֲשׂוּ רֶקֶב. מְלֹא חָפְנַיִם מֵאוֹתוֹ רֶקֶב מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא וּבְאֹהֶל כְּמֵת וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע לְפִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לִגַּע בְּכֻלּוֹ שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ גּוּף אֶחָד. וַאֲפִלּוּ גִּבְּלוֹ בְּמַיִם אֵינוֹ חִבּוּר:
12. Трупная кровь придает нечистоту, как и сам труп, когда к нему прикасаются, несут его, или человек находится под одним строением, ибо сказано («Бамидбар» 19:13): «Душа человека», и сказано (Дварим 12:23): «Ибо кровь есть душа». Какова же мера крови, которая придает нечистоту? Четверть лога. Даже жидкость, оставшаяся после свертывания крови, придает нечистоту, если человек находится под той же крышей, что и труп, если только она красного цвета. דַּם הַמֵּת מְטַמֵּא כְּמֵת בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא וּבְאֹהֶל. שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט יג) «בְּנֶפֶשׁ הָאָדָם» וְנֶאֱמַר (דברים יב כג) «כִּי הַדָּם הוּא הַנָּפֶשׁ». וְכַמָּה שִׁעוּרוֹ רְבִיעִית. אֲפִלּוּ תַּמְצִית הַדָּם כָּל זְמַן שֶׁיֵּשׁ בּוֹ אַדְמוּמִית מְטַמֵּא בְּאֹהֶל הַמֵּת:
13. Кровь живого человека, даже если это кровь, вытекающая при ударе ножом в горло, является чистой, пока человек жив. Если кровь, вытекающая из его тела в конце, т.е. перед смертью, смешивается с кровью, вытекающей из его тела после смерти, и вся смесь равна по объему четверти лога, и неизвестно, сколько вытекло при жизни, а сколько после смерти, даже если половина ревиит вытекла при жизни, а половина — после смерти, это называется «посмертная кровь». Она придает нечистоту, когда к ней прикасаются, когда ее несут или, когда человек находится под одной крышей с ней. Однако эта нечистота установлена мудрецами. דַּם הַחַי אֲפִלּוּ דַּם נְחִירָה הֲרֵי זֶה טָהוֹר כָּל זְמַן שֶׁהוּא חַי. נִתְעָרֵב הַדָּם שֶׁיָּצָא מִמֶּנּוּ בָּאַחֲרוֹנָה סָמוּךְ לַמִּיתָה עִם הַדָּם שֶׁיָּצָא מִמֶּנּוּ אַחַר שֶׁמֵּת וְכָל הַתַּעֲרוֹבוֹת רְבִיעִית וְאֵין יָדוּעַ כַּמָּה יָצָא מֵחַיִּים וְכַמָּה יָצָא אַחַר מִיתָה. אֲפִלּוּ חֲצִי רְבִיעִית מֵחַיִּים וְחֶצְיָהּ אַחַר מִיתָה הֲרֵי זֶה נִקְרָא דַּם תְּבוּסָה וּמְטַמֵּא בְּמַשָּׂא וּבְמַגָּע וּבְאֹהֶל. אֶלָּא שֶׁטֻּמְאָתוֹ מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
14. Следующие законы действуют, если труп человека, который был убит, лежал на кровати. Его кровь капала из его тела, пока он был жив, и стекала в углубление. В какой-то момент он умер. После его смерти кровь продолжала капать и спускаться в это углубление. Вся кровь чиста. Ибо капли крови одна за другой становятся недействительными, поскольку смешиваются с кровью, которая текла из его тела при жизни. Если из тела человека вытекла только четверть лога крови и есть сомнение, вытекла ли она вся при его жизни или после, то это сомнительная ситуация ритуальной нечистоты, как и другие сомнительные ситуации. Тот, кто прикасается к нему в частной жизни, нечист. В общественном месте он чист, как будет объяснено в соответствующем месте. הָרוּג שֶׁהָיָה מֻטָּל עַל הַמִּטָּה וְדָמוֹ מְנַטֵּף כְּשֶׁהוּא חַי וְיוֹרֵד לְגֻמָּא וּמֵת וַהֲרֵי הַדָּם מְנַטֵּף אַחַר מוֹתוֹ וְיוֹרֵד לְאוֹתָהּ גֻּמָּא. הֲרֵי כָּל הַדָּם שֶׁבָּהּ טָהוֹר שֶׁטִּפָּה טִפָּה רִאשׁוֹנָה רִאשׁוֹנָה בָּטְלָה כְּדָם שֶׁיָּצָא מֵחַיִּים. יָצָא מִמֶּנּוּ רְבִיעִית דָּם בִּלְבַד וְסָפֵק כֻּלָּהּ מֵחַיִּים סָפֵק כֻּלָּהּ לְאַחַר מִיתָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק טְמֵאָה כִּשְׁאָר הַסְּפֵקוֹת וְהַנּוֹגֵעַ בָּהּ בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא בִּרְשׁוּת הָרַבִּים טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ:
15. Согласно закону Торы, пока источник нечистоты находится в могиле, могила передает нечистоту, когда к ней прикасаются или, когда человек находится под ней, как это делает труп, ибо сказано («Бамидбар» 19:16) о прикосновении к «трупу, кости человеческой или могиле». Человек нечист независимо от того, прикасается ли он к покрытию могилы или к ее бокам, если она построена и полностью огорожена. Впоследствии, в такой ситуации, могила становится нечистой полностью, когда к ней прикасаются или, когда человек находится под этим сооружением. Если же сбоку от трупа кладут утварь, камни или т.п. и накрывают труп сосудами, камнями или т.п., то покрытие, укрывающее труп сверху, называется надгробным камнем. А предметы сбоку, которые поддерживают его и на которые он опирается, называются подпорками. Оба они, надгробный камень и подпорки, придают нечистоту, если к ним прикасаются или если один из них находится под одной и той же крышей, как это происходит в случае с могилой. Нечистота, которую они передают установлена мудрецами. Они не придают нечистоту при их переносе. Соответственно, если человек тащит надгробный камень на веревках, пока не накроет труп, или тащит его, или оттаскивает от того, что находится над трупом, или тащит опоры, пока не расположит надгробный камень над ним или не вытащит его веревками из-под опор, человек чист. Предметы, которые поддерживают опоры, называются опорами опор, и они чисты. הַקֶּבֶר כָּל זְמַן שֶׁהַטֻּמְאָה בְּתוֹכוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְאֹהֶל כְּמֵת דִּין תּוֹרָה. שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יט טז) «אוֹ בְמֵת אוֹ בְעֶצֶם אָדָם אוֹ בְקָבֶר». וְאֶחָד הַנּוֹגֵעַ בְּגַגּוֹ שֶׁל קֶבֶר אוֹ הַנּוֹגֵעַ בִּכְתָלָיו. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בָּנוּי וְסָתוּם וְאַחַר כָּךְ יִהְיֶה כֻּלּוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְאֹהֶל. אֲבָל הַמַּעֲמִיד כֵּלִים אוֹ אֲבָנִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בְּצִדֵּי הַמֵּת וְכִסָּה עָלָיו מִלְּמַעְלָה בְּכֵלִים אוֹ בַּאֲבָנִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן זֶה הַכִּסּוּי הַמֻּטָּל מִלְּמַעְלָה נִקְרָא גּוֹלֵל וְאֵלּוּ הַצְּדָדִין הַמַּעֲמִידִין אֶת הַגּוֹלֵל שֶׁהוּא נִשְׁעָן עֲלֵיהֶן נִקְרָאִין דּוֹפֵק. וּשְׁנֵיהֶם הַגּוֹלֵל אוֹ הַדּוֹפֵק מְטַמְּאִין בְּמַגָּע וּבְאֹהֶל כְּקֶבֶר וְטֻמְאָתָן מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים וְאֵינָן מְטַמְּאִין בְּמַשָּׂא. לְפִיכָךְ אִם גָּרַר הַגּוֹלֵל בַּחֲבָלִים עַד שֶׁכִּסָּה בּוֹ אֶת הַמֵּת. אוֹ גְּרָרוֹ אוֹ שְׁמָטוֹ מֵעַל הַמֵּת. אוֹ שֶׁגָּרַר הַדּוֹפֵק עַד שֶׁהֶעֱמִיד עָלָיו הַגּוֹלֵל אוֹ שְׁמָטוֹ בַּחֲבָלִים מִתַּחַת הַגּוֹלֵל הֲרֵי זֶה טָהוֹר. וּדְבָרִים שֶׁסּוֹמְכִין אֶת הַדּוֹפֵק וְהֵם הַנִּקְרָאִין דּוֹפֵק דּוֹפְקִין הֲרֵי הֵן טְהוֹרִין:
16. Если поле, содержащее могилу, было вспахано, и кости трупа затерялись в его земле, это называется распаханной могилой. Его земля передает нечистоту, если прикоснуться к ней или перенести ее, поскольку, возможно, в ней содержится кость размером с ячменное зерно, но она не передает нечистоту шатром. Точно так же земля во всей диаспоре передает нечистоту, если к ней прикасаются или переносят, из-за возможности присутствия костей, поскольку они не заботятся об их захоронении. Нечистота распаханной могилы и земли диаспоры установлена мудрецами, как будет объяснено далее. שָׂדֶה שֶׁנֶּחְרַשׁ בָּהּ קֶבֶר וְאָבְדוּ עַצְמוֹת הַמֵּת בַּעֲפָרָהּ הִיא הַנִּקְרֵאת בֵּית הַפְּרָס. וַעֲפָרָהּ מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא שֶׁמָּא יֵשׁ בָּהּ עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה. וְאֵינָהּ מְטַמְּאָה בְּאֹהֶל. וְכֵן כָּל אַרְצוֹת הָעַכּוּ''ם עֲפָרָן מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא מִפְּנֵי הָעֲצָמוֹת שֶׁאֵין נִזְהָרִין בָּהֶן. וְטֻמְאַת בֵּית הַפְּרָס וְאֶרֶץ הָעַכּוּ''ם מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter