1. Суду были предоставлены четыре вида казни: побивание камнями, сожжение, обезглавливание мечом и удушение. Забивание камнями и сожжение прямо упоминаются в Торе. Моше-рабейну учил, что всякий раз, когда Тора упоминает о смертном приговоре без какого-либо дальнейшего описания, это подразумевает удушение. Когда человек убивает другого, его следует обезглавить. Точно так же жители города, которые сбились с пути, казнены через обезглавливание. |
א. אַרְבַּע מִיתוֹת נִמְסרוּ לְבֵית דִּין. סְקִילָה וּשְׂרֵפָה וַהֲרִיגָה בְּסַיִף וְחֶנֶק. סְקִילָה וּשְׂרֵפָה מְפֹרָשִׁין הֵן בַּתּוֹרָה. וּמִפִּי משֶׁה רַבֵּנוּ לָמְדוּ שֶׁכָּל מִיתָה הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה סְתָם הִיא חֶנֶק. וְהַהוֹרֵג אֶת חֲבֵרוֹ מִיתָתוֹ בְּסַיִף. וְכֵן אַנְשֵׁי עִיר הַנִּדַּחַת מִיתָתָן בְּסַיִף: |
2. Каждая из этих форм казни включает в себя заповедь для суда казнить человека той формой смерти, за которую он несет ответственность. Король имеет право казнить только одним из них — обезглавливанием. |
ב. כָּל מִיתָה מֵהֶם מִצְוַת עֲשֵׂה הִיא לְבֵית דִּין לַהֲרֹג בָּהּ מִי שֶׁנִּתְחַיֵּב בָּהּ. וְאֵין רְשׁוּת לַמֶּלֶךְ לַהֲרֹג בְּאַחַת מֵהֶן אֶלָּא בְּסַיִף בִּלְבַד: |
3. Всякий раз, когда человек должен быть казнен, а суд его не казнил, судьи отрицают соблюдение повелевающей заповеди, но не нарушают запрета. Есть одно исключение: колдун. Если они не убивают его, то нарушают запрещающую заповедь, как сказано (Шмот 22:17): «Не оставляй в живых колдуна». |
ג. כָּל מְחֻיָּב מִיתַת בֵּית דִּין שֶׁלֹּא הֵמִיתוּ אוֹתוֹ בֵּית דִּין בִּטְּלוּ מִצְוַת עֲשֵׂה וְלֹא עָבְרוּ עַל מִצְוַת לֹא תַּעֲשֶׂה. חוּץ מִן הַמְכַשֵּׁף שֶׁאִם לֹא הֱמִיתוּהוּ עָבְרוּ עַל מִצְוַת לֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כב יז) "מְכַשֵּׁפָה לֹא תְחַיֶּה": |
4. Забивание камнями до смерти является более суровой формой казни, чем сожжение. Сожжение — более тяжелая форма, чем обезглавливание, а обезглавливание — более серьезная, чем удушение.
Когда лицо подлежит казни с применением двух различных форм казни, оно должно быть казнено с применением более суровой формы. Это относится к тому, совершил ли он два преступления одно за другим, или же он совершил одно преступление, которое повлекло за собой две смертные казни. Даже если он был приговорен к казни за менее строгую форму казни и впоследствии совершил проступок, караемый более строгой мерой, если он будет осужден, то он будет казнен в более строгой форме. |
ד. סְקִילָה חֲמוּרָה מִן הַשְּׂרֵפָה וּשְׂרֵפָה חֲמוּרָה מִן הַסַּיִף וְהַסַּיִף חֲמוּרָה מִן הַחֶנֶק. וְכָל מִי שֶׁנִּתְחַיֵּב בִּשְׁתֵּי מִיתוֹת נִדּוֹן בַּחֲמוּרָה בֵּין שֶׁעָבַר שְׁתֵּי עֲבֵרוֹת זוֹ אַחַר זוֹ בֵּין שֶׁעָבַר עֲבֵרָה אַחַת שֶׁחַיָּב עָלֶיהָ שְׁתֵּי מִיתוֹת אֲפִלּוּ נִגְמַר דִּינוֹ לְקַלָּה וְאַחַר כָּךְ עָבַר עַל הַחֲמוּרָה וְנִגְמַר דִּינוֹ נִדּוֹן בַּחֲמוּרָה: |
5. И мужчин, и женщин казнят этими четырьмя способами. |
ה. וְאֶחָד הָאִישׁ וְאֶחָד הָאִשָּׁה דָּנִין אוֹתָן בְּאַרְבַּע מִיתוֹת: |
6. Всякий раз, когда людей, подлежащих казни, смешивают между собой, каждого из них казнят менее суровым образом. |
ו. כָּל חַיָּבֵי מִיתוֹת שֶׁנִּתְעָרְבוּ זֶה בָּזֶה נִדּוֹן כָּל אֶחָד מֵהֶן בַּקָּלָה שֶׁבָּהֶן: |
7. Когда человек, приговоренный к смертной казни, смешивается с другими и его невозможно отличить от них, а также когда неосужденный человек смешивается с другими осужденными и приговоренными к смертной казни и не в состоянии отличить его от них, все они освобождаются от ответственности. Смысл в том, что мы завершаем суждение о человеке только тогда, когда он присутствует. |
ז. מִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ שֶׁנִּתְעָרֵב עִם שְׁאָר הָעָם וְלֹא נוֹדַע מִי הוּא מֵאֵלּוּ. אוֹ מִי שֶׁלֹּא נִגְמַר דִּינוֹ שֶׁנִּתְעָרֵב עִם מִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ וְלֹא נוֹדַע מִי הוּא. כֻּלָּן פְּטוּרִין לְפִי שֶׁאֵין גּוֹמְרִין דִּינוֹ שֶׁל אָדָם אֶלָּא בְּפָנָיו: |
8. Когда осужденный борется за свою жизнь и суд не может связать его, чтобы казнить таким образом, каким он должен умереть, свидетели должны убить его любым возможным способом, поскольку он был приговорен к смертной казни. Однако никто другой не имеет права убить его первым.
По этой причине, если свидетелям отрубить руки, осужденный освобождается. Если же с самого начала у свидетелей не было рук, осужденный должен быть казнен другими.
Когда применимо вышеизложенное? Всем лицам, подлежащим казни по суду, за исключением убийцы. Однако, когда убийца осужден судом, каждый должен преследовать его, используя все возможные средства, чтобы убить его, пока он не будет казнен. |
ח. מִי שֶׁעָמַד עַל נַפְשׁוֹ וְלֹא יָכְלוּ בֵּית דִּין לְאָסְרוֹ עַד שֶׁיְּמִיתוּהוּ בְּמִיתָה שֶׁהוּא חַיָּב בָּהּ הוֹרְגִין אוֹתוֹ עֵדָיו בְּכָל מִיתָה שֶׁיְּכוֹלִין לַהֲמִיתוֹ בָּהּ מֵאַחַר שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ. וְאֵין רְשׁוּת לִשְׁאָר הָעָם לַהֲמִיתוֹ תְּחִלָּה. לְפִיכָךְ אִם נִקְטְעָה יַד הָעֵדִים פָּטוּר. וְאִם הָיוּ הָעֵדִים גִּדְּמִין מִתְּחִלָּה יֵהָרֵג בְּיַד אֲחֵרִים. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּשְׁאָר מְחֻיְּבֵי מִיתוֹת בֵּית דִּין חוּץ מִן הָרוֹצֵחַ. אֲבָל הוֹרֵג נֶפֶשׁ שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ רוֹדְפִין אַחֲרָיו בְּכָל דָּבָר וּבְיַד כָּל אָדָם עַד שֶׁמֵּמִיתִין אוֹתוֹ: |
9. Всех казненных судом нельзя хоронить на родовых участках вместе со всем еврейским народом. Вместо этого суд выделяет два разных участка для захоронения: один для побитых камнями и сожженных, а другой для обезглавленных и задушенных. Это закон, переданный устной традицией.
Когда плоть трупа разлагается, они собирали кости и перезахоранивали их на участках своих предков. Родственники могут сделать гроб и саваны, чтобы перезахоронить кости. |
ט. כָּל הֲרוּגֵי בֵּית דִּין אֵין קוֹבְרִין אוֹתָן בְּקִבְרֵי אֲבוֹתֵיהֶם בִּכְלַל יִשְׂרָאֵל. אֶלָּא שְׁנֵי קְבָרוֹת מְתַקְּנִין לָהֶן בֵּית דִּין אֶחָד לַנִּסְקָלִין וְלַנִּשְׂרָפִין וְאֶחָד לַנֶּהֱרָגִין וְלַנֶּחְנָקִין. וְדָבָר זֶה הֲלָכָה מִפִּי הַשְּׁמוּעָה. נִתְאַכֵּל הַבָּשָׂר הָיוּ מְלַקְּטִין אֶת הָעֲצָמוֹת וְקוֹבְרִין אוֹתָן בְּקִבְרוֹת אֲבוֹתֵיהֶן. וְיֵשׁ לִקְרוֹבֵיהֶן לַעֲשׂוֹת לָהֶן אָרוֹן וְתַכְרִיכִין: |
10. Суд должен быть очень терпеливым в отношении законов, предусматривающих смертную казнь, и обдумывать вопрос, не торопясь. Всякий раз, когда суд казнит человека раз в семь лет, он считается кровожадным судом. Тем не менее, если случается, что они должны казнить человека каждый день, они это делают. Однако они не рассматривают два дела о смертной казни в один и тот же день. Вместо этого одного судят сразу, а другого на следующий день.
Если же оба человека совершили один и тот же грех и наказываются одним и тем же видом казни, например, мужчина и женщина, совершившие прелюбодеяние, мы судим их обоих в один и тот же день. Поэтому, если прелюбодей имел отношения с дочерью коэна, так как он казнен удушением, а она сожжена заживо, то они не казнены в один и тот же день. |
י. צְרִיכִין בֵּית דִּין לְהִתְיַשֵּׁב בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת וּלְהַמְתִּין וְלֹא יָאִיצוּ. וְכָל בֵּית דִּין שֶׁהָרְגוּ נֶפֶשׁ בְּשֶׁבַע שָׁנִים הֲרֵי אֵלּוּ חַבְּלָנִין. אַף עַל פִּי כֵן אִם אֵרַע לָהֶם לַהֲרֹג בְּכָל יוֹם וְיוֹם הוֹרְגִין. אֲבָל אֵין דָּנִין לְעוֹלָם שְׁנַיִם בְּיוֹם אֶחָד אֶלָּא דָּנִין זֶה הַיּוֹם וְהַשֵּׁנִי לְמָחָר. הָיוּ שְׁנֵיהֶם בַּעֲבֵרָה אַחַת וּמִיתָה אַחַת כְּגוֹן נוֹאֵף עִם נוֹאֶפֶת דָּנִין שְׁנֵיהֶם בְּיוֹם אֶחָד. לְפִיכָךְ אִם הָיָה הַנּוֹאֵף בּוֹעֵל בַּת כֹּהֵן הוֹאִיל וְהוּא בְּחֶנֶק וְהִיא בִּשְׂרֵפָה אֵין הוֹרְגִין שְׁנֵיהֶן בְּיוֹם אֶחָד: |
11. Дела, связанные со смертной казнью, рассматриваются только тогда, когда стоит Храм. Также необходимо, чтобы Верховный суд проводил свои заседания в палате тесаного камня в Храме. Это происходит из слов Торы (Дварим 17:12) о мятежном старейшине, «который отказывается слушать коэна». Согласно устному преданию учили: «В то время, когда есть коэн, приносящий жертвы, рассматриваются дела, связанные с смертной казнью». Это применимо, если суд проводит заседания вместо себя. |
יא. אֵין דָּנִין דִּינֵי נְפָשׁוֹת אֶלָּא בִּפְנֵי הַבַּיִת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בֵּית דִּין הַגָּדוֹל שָׁם בַּלִּשְׁכָּה שֶׁבַּמִּקְדָּשׁ שֶׁנֶּאֱמַר בְּזָקֵן מַמְרֵא (דברים יז יב) "לְבִלְתִּי שְׁמֹעַ אֶל הַכֹּהֵן" וְגוֹ' וּמִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁבִּזְמַן שֶׁיֵּשׁ כֹּהֵן מַקְרִיב עַל גַּבֵּי הַמִּזְבֵּחַ יֵשׁ דִּינֵי נְפָשׁוֹת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בֵּית דִּין הַגָּדוֹל בִּמְקוֹמוֹ: |
12. Вначале, когда был построен Храм, Верховный суд собирался заседать в палате тесаного камня во внешнем дворе. Место, где сидели судьи, не было освящено. Ибо только королям из Дома Давида разрешалось сидеть во дворе Храма.
Когда нравственный облик еврейского народа ухудшился, Верховный суд отправился в изгнание. Они побывали в десяти разных местах изгнания, последним из которых была Тверия. После этого до настоящего времени Верховный суд никогда не созывался. И принято предание, что в будущем Верховный суд сначала соберется в Тверии, а оттуда пойдет в Храм. |
יב. בַּתְּחִלָּה כְּשֶׁנִּבְנָה בֵּית הַמִּקְדָּשׁ הָיוּ בֵּית דִּין הַגָּדוֹל יוֹשְׁבִין בְּלִשְׁכַּת הַגָּזִית שֶׁהָיְתָה בְּעֶזְרַת יִשְׂרָאֵל וְהַמָּקוֹם שֶׁהָיוּ יוֹשְׁבִין בּוֹ חֹל הָיָה שֶׁאֵין יְשִׁיבָה בַּעֲזָרָה אֶלָּא לְמַלְכֵי בֵּית דָּוִד. וּכְשֶׁנִּתְקַלְקְלָה הַשּׁוּרָה גָּלוּ מִמָּקוֹם לְמָקוֹם וְלַעֲשָׂרָה מְקוֹמוֹת גָּלוּ וְסוֹפָן לִטְבֶרְיָא וּמִשָּׁם לֹא עָמַד בֵּית דִּין גָּדוֹל עַד עַתָּה. וְקַבָּלָה הִיא שֶׁבִּטְבֶרְיָא עֲתִידִין לַחְזֹר תְּחִלָּה וּמִשָּׁם נֶעֱתָקִין לַמִּקְדָּשׁ: |
13. За 40 лет до разрушения Храма смертная казнь среди еврейского народа была отменена. Хотя Храм все еще стоял, поскольку Санедрин ушел в изгнание и не занимал своего места в Храме, эти законы не могли соблюдаться. |
יג. אַרְבָּעִים שָׁנָה קֹדֶם חֻרְבַּן בַּיִת שֵׁנִי בָּטְלוּ דִּינֵי נְפָשׁוֹת מִיִּשְׂרָאֵל אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה הַמִּקְדָּשׁ קַיָּם. מִפְּנֵי שֶׁגָּלוּ הַסַּנְהֶדְרִין וְלֹא הָיוּ שָׁם בִּמְקוֹמָן בַּמִּקְדָּשׁ: |
14. В эпоху, когда дела, связанные со смертной казнью, рассматривались в Земле Израиля, такие дела могли рассматриваться и в диаспоре, при условии, что члены этого суда получали рукоположене в Земле Израиля. Как мы уже говорили, Санедрин осуществляет судебную власть в Земле Израиля и в диаспоре. |
יד. בִּזְמַן שֶׁדָּנִין דִּינֵי נְפָשׁוֹת בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל דָּנִין דִּינֵי נְפָשׁוֹת בְּחוּצָה לָאָרֶץ. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ הַסַּנְהֶדְרִין סְמוּכִין בָּאָרֶץ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ שֶׁהַסַּנְהֶדְרִין נוֹהֶגֶת בָּאָרֶץ וּבְחוּצָה לָאָרֶץ: |