СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 09:32

Тайна омовения рук перед едой

Существует обязанность совершать омовение рук («нетилат ядаим») перед тем, как есть хлеб. Это одно из семи постановлений мудрецов и оно было вынесено во время правления Шломо и его раввинского суда.

Рав Меир Арад Перевод:Шолем Лугов 24.06.2018 2569 мин.

Существует обязанность совершать омовение рук («нетилат ядаим») перед тем, как есть хлеб. Это одно из семи постановлений мудрецов и оно было вынесено во время правления Шломо и его раввинского суда.

Всякая заповедь имеет свой тайный смысл, который соответствует духовному служению человека. В хасидизме объясняется, что омовение рук символизирует привлечение разума («мохин») в чувства («мидот»). Давайте рассмотрим это более подробно:

Руки человека намекают на эмоции сердца — наши нравственные качества и чувства. Правая рука это свойство доброты («хесед») и любви, а левая рука — строгости («гвура») и страха, как сказано об этом в «Тикуней Зоар».

Когда человек ведет себя только по своим эмоциям, даже если речь идёт только о позитивных ощущениях, это может привести его не только к неправильному решению, но и к недостаточному подчинению Всевышнему.

Это проявляется в том, что на руках есть ногти, которые символизируют силу нечистой оболочки («клипа»). Поэтому следует подстригать ногти, когда они становятся слишком длинными. Рост ногтей называется на языке каббалы «подкармливанием внешних сил» («йеникат а-хицоним»). Силы зла, которые называются «внешними» (так как их существование служит посторонней цели и в будущем они исчезнут) высасывает силу для себя с помощью «рук», эмоций.

Теперь мы можем понять внутренний смысл указания наших мудрецов омывать руки. Вода символизирует раскрытие мудрости и разума. Вода — по природе своей холодная и таким же является наш разум. Как сказано об этом в книге «Тания» гл. 3: «Источник воды и влаги происходит от мозга, а мудрость называется водой Божественной души». С помощью омовения рук мы аннулируем возможное отрицательное воздействие эмоций, которое есть в них изначально.

Указание омывания рук относится к времени перед началом трапезы, так как потребности человека и его деятельность в нашем мире находят отражение в еде. Во время еды больше всего заметна возможность человека подняться или же опуститься. Еда может быть во имя небес, тогда съеденная пища поднимается в область святости, а может быть и наоборот, когда пища снижает духовный уровень человека. С помощью омовения рук перед едой происходит очищение эмоций и исправление свойств характера человека.

Почему же тогда это только заповедь мудрецов, а не постановление Торы? Дело в том, что когда наши мудрецы обратили внимание на распространение зла по всей земле и усиление подкармливания внешних сил, они вынесли постановление о необходимости омывать руки перед едой, чтобы с помощью этого привлечь и раскрыть Божественную мудрость, а также нейтрализовать силы зла.

По букве закона во время омовения рук нужно обращать внимание на четыре вещи. И этому тоже есть глубокое объяснение:

1) Вода должна быть годной для омывания. Если с ней производились какие-то действия или ее внешний вид изменился, то такая вода не пригодна.

Очищение происходит именно с помощью воды, так как вода не имеет цвета. Она символизирует Божественный свет, у которого нет никаких ограничений. Поэтому при изменении цвета воды она перестает быть пригодной для омовения.

2) Количество воды должно быть не меньше «одной четверти» («ревиит» — 87 см³).

Во время очищения от прикосновения к мертвому телу, количество воды должно быть по Торе объемом 40 сэа. Здесь же речь идёт об очищении по указанию мудрецов, поэтому достаточно «четверти» воды. Это намекает на то, что кроме трех основных аспекта — мысли, речи и действия — есть также и четвертый — желание выше разума, полное самоустранение.

3) Омывать руки следует с помощью сосуда.

Как мы уже говорили, не имеющая цвета вода символизирует бесконечный свет Всевышнего. Но для того, чтобы это свет оказал свое влияние на людей в материальном мире, он должен облечься в сосуды, которые ограничивают его и дают нам возможность использовать этот свет.

4) Омывание рук должно происходить с помощью сил человека, а не каким-либо механизмом.

Человек является общим творением и он включает в себя основные аспекты всех миров. Поэтому когда человек совершает омовение рук, это даёт возможность одержать победу в духовной войне, очистить искры святости в мире и превратить зло в добро. С помощью действий человека здесь, в нашем мире, произойдет также победа сил святости в высших, духовных мирах.

Источники: трактат «Брахот» 53б. «Шулхан Арух» Алтер Ребе п. 158. Эссе Ребе РАЯЦа 5686 г., стр. 221. Эссе Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха на гл. Вайшев 5716 г. «Смысл заповедей» Цемах-Цедека об омовении рук. Эссе Ребе РАШАБа 5632 г., часть 1, стр. 152.

Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter