Постоянство 5785 года, когда Песах выпал на исход субботы, довольно редкое. Если не произойдут изменения в связи с приходом Мошиаха, то в следующий раз подобное будет через 20 лет — в 5805 году.
Это постоянство включает в себя множество законодательных новшеств, но самое важное из них — пасхальное жертвоприношение в субботу.
Оказывается, следует изучать не только делали этого жертвоприношения, но сам факт принесения пасхальной жертвы в субботу является очень сложным вопросом. В тот единственный раз, когда мы слышали от Ребе Короля Мошиаха обсуждение этой темы, оказалось, что вопрос о принесении в субботу пасхальной жертвы включает в себя спор, разделивший еврейский народ со времени его становления.
Это было на хасидском застолье 11 Нисана 5737 года, за несколько дней до Песаха, канун которого выпал на субботу (часть выступления Ребе находится в «Ликутей Сихот» том 18, вторая беседа на гл. «Беаалотха»). Интересно отметить, что эта тема связана не только с 14 Нисана, но и с 11 Нисана.
14 Нисана 2449 г. Песах в пустыне
Первый раз, когда пасхальную жертву приносили в субботу, был в пустыне, на второй год после исхода из Египта. Это произошло через несколько дней после возведения Скинии и ее обновления в новомесячья Нисана того года. Так как новомесячье Нисана было в первый день недели, то 14 Нисана — канун Песаха — выпал на субботу (см. прим. 4 и 26 в беседе).
В связи с принесением той пасхальной жертвы Тора рассказывает об указании Всевышнего Моше («Беаалотха» 9:2-3): «Пусть совершают сыны Израиля Песах в его пору назначенную. В четырнадцатый день этого месяца, в межвечерье совершите его в его пору назначенную. По всем законам о нем и по всем предписаниям о нем совершите его». Наши мудрецы объясняют (Псахим 77а): «В его пору — даже в субботу». Это указание было дано в связи с принесением первой пасхальной жертвы в субботу и по мнению некоторых комментаторов в этом заключалось указание: научить нас тому, что пасхальный агнец отменяет субботу.
И так было — евреи принесли пасхальную жертву в субботу 14 Нисана 2449 года (9:5): «И совершили они (жертву) песах в первом (месяце), в 14 день месяца, в межвечерье, в пустыне Синай: во всем, как повелел Б-г Моше, так исполнили сыны Израиля». В тот Песах они удостоились получить заповедь второго Песаха после жалобы ритуально нечистых людей (9:6-11): «Но были люди, которые были нечисты от умершего и не могли совершить Песах в тот день; и пришли они пред Моше и пред Аароном в тот день. И сказали те люди ему: Мы нечисты от умершего; почему же лишимся (права) принести жертву Б-гу в ее пору назначенную среди сынов Израиля? И сказал им Моше: Подождите, я услышу, что повелит Б-г о вас. И говорил Б-г Моше так: Говори сынам Израиля так: Если кто-либо будет нечист от умершего или (будет) в дальнем пути, из вас или в поколениях ваших, и должен он совершить Песах Б-гу, то во втором месяце, в четырнадцатый день в межвечерье совершат это, с опресноками и горькими травами должны есть его».
Несмотря на это, закон о том, что пасхальный агнец отменяет субботу не был таким простым для понимания и исполнения. Уже в пустыне разгорелся спор по этому поводу.
14 Нисана 2488 г. Песах в Гилгале
Песах в пустые был уникальным событием, так как в течение всех последующих лет в пустыне евреи не приносили пасхальную жертву. Это произошло только после входа в Землю Израиля [есть обсуждение: было ли вообще евреям заповедано приносить пасхальные жертвы в пустыне, или указание было дано, но на практике они не могли исполнить его по разным причинам (см. «Ликутей Сихот» том 23, первая беседа по главе «Беаалотха» п. 4)].
10 Нисана 2488 г. евреи перешли Иордан и на следующий день, 11 Нисана, Йеошуа бин Нун обрезал всех по повелению Творца. Об этом Б-г сказал: «Вот, ныне Я снял с вас посрамление египетское», поэтому «названо это место именем Гилгал до сего дня» (Йеошуа 5:9). Там еврейский народ находился до выхода на войну для захвата Йерихо и там они отпраздновали Песах, как мы сейчас читаем в книге Пророков в первый день Песаха.
В соответствии с подсчетом дней в книге «Порядок мира» (гл. 11) выходит, что день 14 Нисана в том году выпал на субботу. То есть снова евреи приносили пасхальную жертву в субботу.
14 Нисана 3728 г. Спор между сыновьями Бтейры и Гилелем
Через много поколений после этого, за 100 лет до разрушения второго Храма, примерно в 3728 году, снова канун Песаха выпал на субботу.
Об этом сказано в Талмуде (Псахим 66а):
Этот закон был забыт сыновьями Бтейры, которые были лидерами своего поколения. Однажды 14 Нисана пришлось на субботу, и они забыли и не знали, отменяет ли пасхальный агнец субботу или нет. Они сказали: «Есть ли кто-нибудь, кто знает, отменяет ли пасхальный агнец субботу или нет?» Им сказали: «Есть в Иерусалиме человек, пришедший из Вавилонии; имя ему Гилель. В какой-то момент он служил двум самым выдающимся ученым поколения, Шмае и Автальону, и он, конечно же, знает, имеет ли пасхальный агнец приоритет над субботой или нет». Сыновья Бтейры послали людей и позвали Гилеля. Они спросили: «Знаешь ли ты, пасхальный агнец отменяет субботы или нет?» Он ответит им: «Разве у нас только один пасхальный агнец в году, который отменяет субботу? Разве у нас не бывает гораздо больше, чем двести пасхальных агнцев, т.е. жертвоприношений, в течение года, которые отменяют субботу?» Они спросили его: «Откуда ты это знаешь?» Он ответил, что «его назначенное время» указано в отношении пасхального агнца, а «его назначенное время» также указано в отношении ежедневного приношения, ибо стих гласит: «Повеле сынам Израилевым и скажи им: приношение Мое, приношение огнепалимой жертвы Моей, в приятное благоухание Мне, соблюдайте, чтобы принести Мне в назначенное время» (Бамидбар 28:2). Отсюда мы узнаем, что ежедневное приношение приносится даже в субботу. Таким образом, ежедневные утренние и дневные приношения приносятся более чем в пятьдесят суббот в течение года, и две овцы приносятся каждую субботу в качестве дополнительных приношений, что в общей сложности составляет более двухсот жертв в год, которые отменяют субботу. После того, как Гилель принес эти доказательства, они немедленно посадили его во главе и назначили его главой над ними, и он излагал законы Песаха весь день.
Забывчивость сыновей Бтейры не произошло просто так — у них была хорошая причнина для предположения, что пасхальная жертва не отменяет субботу. Более того: этот спор описывается более подробно в других местах, откуда мы видим, что сыны Бтейры не приняли объяснений Гилеля. Только после того, как он сказал, что услышал это от Шмаи и Автальона, с ним согласились и назначили его главой Санедрина.
Возникает несколько вопросов:
1) Как могло быть, что забыли такой важный закон, который должен был помнить весь еврейский народ? Действительно, такое постоянство, что Песах начинается на исходе субботы, довольно редкое, но не может быть, чтобы прошло более 20 лет с момента подобного события в прошлом. Как мог весь еврейский народ за 20 лет забыть о том, как они праздновали Песах на исходе субботы — был ли на столе пасхальный агнец или нет?
В Иерусалимском Талмуде действительно поднимается этот вопрос и даётся ответ, что это было сделано специально, чтобы возвеличить Гилеля. На Небесах было постановлено, что все должны забыть этот закон. Но все ещё непонятно, как на практике забыли об этом.
Более того, почему сыны Бтейры не приняли во внимание первые в истории два Песаха, когда агнца приносили в субботу?
2) Во время спора Гилель смог убедить своих оппонентов только после того, как он сказал, что у него есть традиция от Шмаи и Автальона, великих мудрецов предыдущего поколения. В чем же на самом деле заключался спор? Почему сыны Бтейры не хотели согласиться с мнением Гилеля?
После разрушения Храма. Спор р. Йоашия и р. Йоханана
Прошло несколько поколений после этого и мы обнаруживаем, что после разрушения второго Храма спор на эту тему возник снова. По мнению р. Йоашия пасхальный агнец отменяет субботу, а по мнению р. Йоханана — нет.
Этот спор увеличивает удивление, выраженное ранее. О чем думали р. Йоашия и р. Йоханан после того, как закон был вынесен в соответствии с мнением Гилеля?
11 Нисана 5737 г. Объяснение Ребе — спор со времен Моше
В нескольких беседах и выступлениях в месяце Нисан 5737 года Ребе подробно обсуждает эту тему. Он предлагает потрясающее объяснение, что сомнение сынов Бтейры в споре с Гилелем зародилось ещё во время Моше! Уже тогда еврейские мудрецы разделились на две группы: одна считала, что пасхального агнца можно и нужно приносить в субботу, а другая выступила против.
[Здесь следует уточнить, что спор возник во время Моше, но он не касался первой пасхальной жертвы, которую приносили во время Моше, по поводу которой было четкое повеление Всевышнего. Спор, по всей видимости, заключался в том, можно ли выучить отсюда в отношении всех последующих случаев, когда канун Песаха придется на субботу.]
Это звучит очень удивительно. Если спор возник во время Моше, то как сам Моше, который получил Тору на горе Синай, не разрешил это сомнение? Ребе объясняет, что сила Моше была только в отношении тех вещей, которые он получил от Всевышнего. Но что касается вещей, которые учатся с помощью логических умозаключений и правил толкования Торы, то у Моше не было приоритета в этой области и можно было даже спорить с ним.
В течение всех поколений, объясняет Ребе, были подобные споры, когда часть мудрецов считала так, а другая иначе; все они начались со времен Моше.
[Ребе приводит примеры: спор Шамая и Гилеля о количестве нитей и узлов в цицит (Менахот 41б), спор РАШИ и рабейну Тама о порядке в тфиллин; ведь на первый взгляд откуда здесь мог взяться спор: почему нельзя было проверить цицит и тфиллин у предыдущего поколения? Дело в том, что уже во время Моше были эти споры и мудрецы вели себя по-разному (см. «Ликутей Сихот» том 26, третья беседа по гл. «Трума» п. 5 и прим. 33).]
Часть этих споров не была окончательно решена (как спор РАШИ и рабейну Тама, который в определенном смысле существует до сегодняшнего дня), а часть была решена большинством членов Санедрина в соответствии с правилами вынесения закона. После этого оставшиеся в меньшинстве мудрецы, которые считали иначе, были вынуждены прекратить вести себя, как они делали до этого, и последовать мнению большинства.
В этом и заключалось сомнение сынов Бтейры: они сами относились к той группе мудрецов, которые считали, что пасхальный агнец не отменяет субботу, и хотели продолжать вести себя подобным образом; но они забыли, какое было вынесено постановление в предыдущий раз, когда канун Песаха выпал на субботу. Поэтому когда Гилель привёл логические доводы, они не приняли от него и спорили с ним; но когда Гилель упомянул традицию предыдущем поколении, сыны Бтейры были вынуждены согласиться, так как Гилель доказал, что большинство мудрецов прошлого поколения постановили, что пасхальный агнец отменяет субботу.
Это также объясняет более поздний спор р. Йоашия и р. Йоханана: никто из них не начал новый спор, так как им было очевидно, что нужно вести себя в соответствии с мнением мудрецов начиная от Моше; спор возник после того, как они снова забыли постановление большинства и решили, что можно заново обсудить этот вопрос.
После того, как мы поняли, что речь идёт о давнем, основательном споре, который сопровождал еврейский народ на протяжении многих сотен лет, осталось ответить на самый основной вопрос: в чем заключается идея этого спора о принесении пасхальной жертвы в субботу?
Один «против» всех
Ребе объясняет, что спор по поводу пасхального агнца в субботу зависит от вопроса является ли он индивидуальной или общественной жертвой. Принесение общественной жертвы отменяет субботу, а индивидуальной — нет.
С одной стороны, пасхальный агнец приносится его владельцем, а не покупается на общественные деньги; он также предназначен для употребления в пищу владельцем и его нельзя есть посторонним людям — потому его можно назвать индивидуальной жертвой.
С другой стороны, пасхальный агнец приносится всеми евреями вместе и одновременно — поэтому его можно считать общественной жертвой.
Таким образом, одни мудрецы предпочли подчеркнуть общественную часть пасхальной жертвы, а другие посчитали самым важным индивидуальный аспект. Поэтому первые постановили, что пасхальный агнец отменяется субботу, а вторые — наоборот.
Разница между этими подходами, по словам Ребе, проявляется также и в управлении государством (так как Тора является основой всего в мире): система, когда подчеркивается важность каждого участника — демократия; неограниченная власть, когда не обращают внимания на индивидума — диктатура (без негативного аспекта).
Как во всем мире существует противоборство между этими подходами, то же самое мы наблюдаем среди еврейских мудрецов. Но какой же аргумент был решающим?
Новшество: индивидуум, который как общество
На хасидском застолье 11 Нисана 5738 г. было множество людей, которые пришли, чтобы поздравить Ребе с днём рождения и отпраздновать с ним эту дату. Во время своего выступления Ребе задал вопрос: в чем причина того, что столько людей празднуют 11 Нисана, ведь на первый взгляд это праздник одного человека?
И Ребе объяснил, что это не связано с ним как с одним человеком, а через него оказывается влияние на весь еврейский народ и когда один еврей благословляет его, это благословение передается через него всем остальным евреям.
После этого Ребя связал это с праздником Песах, канун которого выпал на субботу: «Можно осмыслить, что именно является главным: так как это происходит с помощью одного человека, то индивидум — это самое главное (тем более, что индивидум равен целому миру, так как Адам был создан один) или главным является общество».
Ребе сказал, что так как 11 Нисана наступает за несколько дней до праздника Песах (в первый день недели), между ними есть связь и таком образом можно объединить эти две идеи — индивидума и общество. После этого Ребе объяснил, что именно пасхальная жертва объединила людей до такой степени, что ее можно было принести в субботу.
Из этого выступления также видно, что Ребе придает большое значение Гилелю не только потому, что он убедил своих оппонентов в споре, а так как он «перетянул» их на свою сторону и, таким образом, объединил два противоположных мнения. И после этого Гилель стал главой поколения, за котором последовали великие мудрецы: его сын Шимон, его внук рабан Гамлиэль, рабби Йеуда а-Наси и т.д.
Наконец, мы удостоились появления главы последнего поколения изгнания — Ребе Короля Мошиаха — продолжателя неразрывной цепочки «глав ХАБАДа, происходящих из рода Давида и колена Йеуды», который смог открыть такое глубокое и новаторское понимание и решение давнего спора, что один человек с помощью связи с главой поколения становится не только частью всего общества, но и самим обществом.
Глава поколения равен всему поколению. Поэтому с одной стороны он является индивидумом, а с другой все его действия относятся к целому обществу.
Наконец, из всего этого следует указание для нас. Как пишет РАМБАМ («Законы о раскаянии» 3:4): «Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира».